Если 1990-е в самарском театре прошли под знаком смены руководства в Драме и реорганизации «СамАрта», то в 2000-е мы пережили реконструкцию Оперного, боролись с кризисом и пытались понять, остаемся ли мы театральным городом?
Если 1990-е в самарском театре прошли под знаком смены руководства в Драме и реорганизации «СамАрта», то в 2000-е мы пережили реконструкцию Оперного, боролись с кризисом и пытались понять, остаемся ли мы театральным городом?
Мифы и легенды
Есть ощущение, что 2000-е мы прожили во власти мифов.
Например, по-прежнему силен миф о Самаре как театральном городе, хотя театромания наша приобретает порой причудливые формы. В 2000-е наш город стоя аплодировал дешевой антрепризе, ходил «на звезд» (Ленкомовская «Женитьба», билеты на которую стоили в 2007-м до 10 тыс. рублей, прошла в несколько вечеров с аншлагами) и при этом «прокатывал» театры с мировыми именами: так, в 2008-м из-за непроданных билетов отменились гастроли знаменитого Малого Вильнюсского театра, а в 2009-м Самара стала первым городом, сорвавшим гастроли не менее знаменитой «Мастерской Фоменко». Видимо, неспроста «фоменки» так ни разу и не доехали до Самары за все последнее десятилетие.
Или миф о полной деградации Театра драмы. Просто для статистики интересно посчитать, сколько апологетов этого мифа видели в Драме спектакли Кузина или камерный «Бумажный патефон» Кальсина?
Еще один подобный миф — о соперничестве Драмы и «СамАрта» - тоже является скорее проекцией некоторой части публики. Во всяком случае, внешне отношения двух театров выглядят вполне дружелюбными. Различия в репертуарной политике двух крупнейших драматических театров города и причины этого различия – отдельный вопрос.
Теперь уж точно известный всем крупным российским фестивалям театр в 2000-е окончательно определился с формой организации: если раньше еще казалось, что здесь всерьез ищут главного режиссера, то за последнее десятилетие театр окончательно убедил скептиков в эффективности западной интендантской модели. Умный директор (Сергей Соколов) плюс куратор из первого ряда отечественных режиссеров обеспечили театру интересную жизнь и большой успех у публики и критики. Адольф Шапиро отнюдь не номинально руководит художественной программой «СамАрта», «сватая» театру таких больших мастеров, как Анатолий Праудин или Александр Кузин (хочется, правда, побольше спектаклей самого маэстро, но для этого, похоже, придется дождаться большой сцены, ее теперь обещают к 2013-му).
В 2000-е «СамАрт» все время был в осмысленном движении: перманентно строился, ездил на фестивали, проводил «Золотую Репку» (к концу десятилетия окончательно ставшую фестивалем-лабораторией), получал премии, самой значительной из которых можно считать «Золотую Маску» «Мамаши Кураж» в 2003-м за работу художника Юрия Харикова.
Рей Куни
Современный английский драматург, автор «кассовых» комедий положений, в 2000-е разошелся по стране и стал символом движения большинства российских театров в сторону коммерческого искусства. Началось все с МХТ, где в 2001-м Машков очень неплохо поставил «№13» Куни. В Самарской драме одно время шли сразу три спектакля по Куни, но знаковым для нашего театра стоит считать все-таки не его, а спектакль Ladie’s night. Вслед за «Независимым театральным проектом» в 2002-м Драма поставила пьесу Макартена, Синклера и Коллара о компании безработных металлургов, организовавших собственное стриптиз-шоу, и с тех пор Вячеслав Гвоздков регулярно продляет лицензию на пьесу, а спектакль продолжает оставаться самым кассовым в репертуаре театра. Образ Самарской драмы в 2000-е – именно образ коммерчески успешного театра со всегда заполненным залом. «СамАрт» же, не озабоченный привлечением буржуазной публики и заполнением большого зала, шел по пути фестивального театра, а к концу десятилетия поставил целый блок классических пьес.
Стройки века
Первое десятилетие нового тысячелетия Самара активно строила театры. «Стройка века» - конечно, Театр оперы и балета, и есть что-то знаковое в том, что первая премьера на его сцене будет уже сейчас, в новом десятилетии. «СамАрт» успел построить первую очередь своего театрального комплекса и частично – здание под большой зал. Драма тоже не оставляет попытки реконструировать находящееся не в лучшем состоянии здание 19 века. В 2006-м по этому поводу был даже большой скандал, после чего театр установил в фойе макет, чтобы все убедились, что пристроенный после реконструкции «теремок» не будет похож на трамвай. В 2007-м наконец-то получила сцену в здании бывшего кинотеатра «Первомайский» «Самарская площадь».
«Волжские театральные сезоны»
Из фестивальных гастролей, пожалуй, важнее всего, что в 2000-е на главном театральном фестивале страны, «Золотой Маске», побывал не только «СамАрт» (во второй раз), но и, впервые в своей истории, Театр драмы (2009, спектакль «Полковник Птица»). Что касается наших собственных фестивалей, то в 2007-м Самара обзавелась «Волжскими театральными сезонами». Амбициозный проект, в первый раз собравший действительно показательный срез провинциального театра, временно пал жертвой кризиса.
Персоны
Их можно называть долго, но остановимся на самых знаковых - актрисах Розе Хайруллиной и Вере Ершовой и драматурге Германе Грекове.
Хайруллина - в 2000-е самая известная в российском масштабе актриса Самары, игравшая и за пределами нашего города, а в конце десятилетия все-таки покинувшая его в пользу «Табакерки». Москва ходила «на Розу» на всех гастролях «СамАрта» и на «Полковнике Птице». К сожалению, с прошлого сезона в нашем городе Хайруллину можно время от времени увидеть только в том же «Полковнике».
Легенда самарского театра Вера Ершова в 2000-е сыграла последние роли на сцене родного Театра драмы. Из нулевых в памяти останется ее «яблочная леди», не сходившая с репертуара почти до самой смерти актрисы в 2006-м.
2000-е стали для России временем начала и расцвета «новой драмы». Наш регион сыграл в этом немалую роль — именно в Тольятти, под чутким руководством Вадима Леванова, сформировались как драматурги братья Дурненковы и Юрий Клавдиев. Тольяттинцы (в основном уже экс-тольяттинцы) постепенно стали желанными персонами на всех фестивалях современной драматургии, их пьесы ставили и ставят в России и за ее пределами. Чуть позже тольяттинцев «в обойму» вошел Герман Греков. Оказалось, что и в областном центре живут драматурги: недавно в московском «Театре.doc» поставили «Кастинг», и это не первая постановка по Грекову.
Прямая речь
Эдит Финк, доцент Самарского государственного университета, театральный критик:
- Ситуация с культурой сейчас вообще крайне неблагоприятная, и в Самаре, и по стране. А театр - это всегда зеркало общества. В частности, он очень тесно связан с ожиданиями публики. Театр сейчас «отодвинулся» в сторону развлечений — менее дорогих, чем многие другие, но достаточно дорогих для людей, которые вынуждены считать деньги. И это, мне кажется, общая проблема.
Если говорить об этом десятилетии в Самаре, то Драма и «СамАрт» решали одну общую проблему. В условиях постоянной труппы возможность какого-то развития связана с тем, чтобы приглашать постановщиков с новыми идеями, своим стилем. Но исходные данные у театров разные: у «СамАрта» малый зал и средний, а у драмы один огромный. Поэтому Драма, в первую очередь, решает проблему заполнения зала, но, к сожалению, Вячеславу Алексеевичу Гвоздкову, как мне кажется, не хватает какой-то последовательной стратегии. С одной стороны, он относится к тому, чтобы театр был полон, очень ответственно, а с другой, ему хочется движения. Но оно осуществляется не последовательно, а какими-то прыжками. Скажем, приглашение Димы Чернякова, который тогда еще не был режиссером с мировой известностью — это большой шаг, но что-то не заладилось в контакте зала и сцены, и его «Вестсайдской истории» не дали даже времени подрасти. Затем Куни, «Примадонны», и после Пиранделло - при таких скачках через пропасть не получается ожидаемого развития.
Что касается «СамАрта», то для меня как для театрального зрителя самым значительным в движении театра были 9 или 10 спектаклей, которые поставил там Александр Сергеевич Кузин. За последние годы мне кажется очень хорошим ходом то, что театр, предназначенный молодежи, ставит много классики. Тут можно спорить о вкусах — скажем, «Отцы и дети» Цхвиравы мне кажутся очень содержательным спектаклем, с «Талантами и поклонниками» Праудина у меня более сложные отношения, «Ревизор» Кузина и недавний «Фальшивый купон» интересно сделаны театрально.
При всех сложностях жизни, что-то происходит в самарских театрах, но самое печальное, что у нас очень мало учреждений культуры для такого большого города. И вокруг того, что происходит, нет культурной среды, почти нет отзыва, потому что количество изданий и передач, посвященных культуре, постоянно сокращается.