В эти выходные в отеле «Holiday Inn Самара» тольяттинская поп-рок группа «Старый Третий», сдержав слово, установила сразу два российских рекорда. Группа сыграла 25-часовой концерт и исполнила 203 песни. Это стоило музыкантам бессонной ночи, трех порванных струн и одной отбитой ноги барабанщика.
В эти выходные в отеле «Holiday Inn Самара» тольяттинская поп-рок группа «Старый Третий», сдержав слово, установила сразу два российских рекорда. Группа сыграла 25-часовой концерт и исполнила 203 песни. Это стоило музыкантам бессонной ночи, трех порванных струн и одной отбитой ноги барабанщика.
Боевая подготовка
«Старый Третий» установил рекорд, выбрав путь не из легких, путь, к которому никто из отечественных музыкантов еще не прибегал. Во всяком случае, представители Книги рекордов России пока затрудняются назвать хотя бы одного подобного долгоиграющего и много поющего исполнителя. И в этом смысле «Старый Третий» претендует на звание самой стойкой группы не только губернии, но и страны. Однако в мире практика подобных рекордов существует уже несколько лет, и на фоне более безумных коллег, играющих по несколько суток, заслуги тольяттинцев меркнут.
Стоит воздать должное стойкости рокеров из Автограда. Еще утром накануне концерта, пока лидер «Старого Третьего» отдыхал в номере, гостиницу оккупировали журналисты самарских СМИ, желающие проверить эмоциональную стойкость и психическую уравновешенность остальных музыкантов. Те заверили прессу, что находятся в отличной форме, не верят в приметы, рассчитывают только на свои силы и спокойны, как танки. Однако по скованности было заметно, что ребята нервничают.
Музыканты основательно подготовились к этому дню — морально, физически и технически. Хоть не устраивали 25-часовых репетиций, но за пять лет существования группы они неоднократно играли многочасовые концерты. На случай неисправности музыкальных инструментов заготовили запасные струны, гитары, клавишные... Накануне как следует выспались. Выбор концертной площадки также был продиктован практическими соображениями, ведь гостиница имеет автономную систему электропитания и на случай отключения электричества в момент концерта группу могла выручить электроэнергия от генераторов.
Организаторы мероприятия и представители регистрирующего выступление агентства «Пари» тоже предусмотрели многое для удобства зрителей: установили экраны, на которых отражался отсчет концертного времени, повесили список 200 песен, которые группа обещала исполнить, и после исполнения их вычеркивали. Концерт проходил под пристальным «оком» двух камер, записывающих событие, сотрудников агентства «Пари» - редактора Книги рекордов России Алексея Свистунова и представителя отдела экспертиз Эльмиры Тимиргалеевой, а также приглашенных в качестве экспертов представителей городской администрации и Российского авторского общества. В их задачу входило не только контролировать добросовестность будущих рекордсменов, но и следить за состоянием здоровья музыкантов.
Пир или пиар
Хотя с самого начала было ясно, что для музыкантов этот концерт — просчитанный PR-ход, Алексей Свистунов уподобил концерт духовному пиршеству и призвал присутствующих насладиться им.
Нарядившись в красные футболки, группа заняла боевые места и, едва грянули фанфары, заиграла. Музыканты обещали разделить выступление на пять тематических блоков, но с самого начала со сцены звучала сборная «солянка»: рок, эстрада, песни из кинофильмов. Играли и пели сдержанно, не перегибая с экспрессией, понимая, что силы им еще пригодятся. Правила выступления позволяли группе пятиминутный отдых после каждого часа выступления, но они играли «по накопительной системе», отдыхая 25 минут через каждые пять часов. И хотя как концерт происходящее выглядело не столь впечатляюще (все-таки ставилась иная задача), за первый его час публика убедилась в способности лидера группы Георгия Карева имитировать вокал Максима Леонидова, Евгения Маргулиса, Лайама и Ноэля Галлахеров и других известных исполнителей.
Поддержать музыкантов пришло не так много публики, в основном друзья и близкие (были даже мамы с детьми), да незнакомая с творчеством группы публика «с улицы», которая присутствовала из спортивного интереса, чтобы посмотреть на стойких смельчаков. «Я впервые пришла на концерт и раньше не слышала эту группу. Хотя не узнать про нее было невозможно, ведь по городу расклеены агрессивные афиши, - рассказала новоявленная поклонница «Старого Третьего» Анастасия Бурова. - Теперь обязательно досижу первые пять часов. Думаю, группа способна побить рекорд. Если человек хочет чего-то достичь, он этого добивается».
К 2.56 ночи группа побила первый рекорд, исполнив 200 песен, а затем прибавила к этому числу еще три.
Через музыку к «звездам»
За полчаса до 17.00 второго дня в зале не так уж много публики — зато какой! «Группа поддержки» из друзей, родственников, представителей организаторов и спонсоров без устали танцует, хлопает в такт и подпевает, не давая музыкантам расслабиться. Фронтмен Георгий Карев все еще хорошо справляется со своими обязанностями. Даже песни выбирает с юмором, подходящие - то звучит «Хучи-кучи мэн» Чижа, то «Демобилизация» «Сектора Газа». Судя по лицу, совсем не до шуток барабанщику Евгению Ломакину, ведь в его игре постоянно задействованы и руки, и ноги. Тем не менее, группа если и «лажает», то в малоразличимых мелочах.
Огромный список песен, распечатанный на соответствующем листе бумаги, закончили закрашивать зеленым маркером еще в три часа ночи. На подходе — второе достижение, «самый продолжительный марафон музыкальной группы».
«Старый Третий» завершает выступление песней собственного сочинения под названием «Скромный парень». Последние десять секунд толпа отсчитывает вместе с часами и наконец разражается продолжительным радостным воплем и аплодисментами. Рекорд установлен! После долгой церемонии награждения участники группы (уже с «Золотыми звездами рекордсменов России») все же решаются на неформальную встречу с публикой и журналистами. Вместе с Алексеем Свистуновым они усаживаются на барные стулья. «Здравствуйте! Мы безумно рады всех здесь видеть, - подбирает слова Карев. - Я и не думал, что все будет организовано так здорово и профессионально».
Под давлением
По словам группы, самая серьезная усталость настигла их после первого блока, потом стало легче. Свистунов отмечает, что в тот момент дела обстояли еще интереснее: медики зафиксировали у музыкантов повышенное давление, и редактор Книги рекордов подумывал, не вызвать ли на всякий случай машину «скорой помощи». Однако ко второму перерыву давление чудесным образом стабилизировалось. Кто-то из публики интересуется, каково это — доказать всем «попсовикам» и «фонограммщикам», что можно играть 25 часов вживую... «Я бы не хотел вешать ярлыки, - морщится Карев. - «Попса», «спорт»... Нас, между прочим, тоже «попсой» называют. Каждый зарабатывает, как умеет». Тут все начинают интересоваться, насколько увеличатся теперь гонорары группы за выступление, но музыканты не признаются. Говорят только, что все деньги, заработанные во время установления рекорда, пойдут на благотворительность.
Что дальше? Группа планирует начать экспансию в регионы. И действительно, вчера они давали концерт в одном из тольяттинских баров. А 25 часов отснятого на видеокамеры материала и прочая доказательная база отправятся в Лондон, чтобы рекорд стал уже не всероссийским, а мировым и попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Как сообщил Алексей Свистунов, он уже получил подтверждение того, что заявка принята. Рассмотрение ее занимает (по его опыту) от трех дней до полутора лет, но в данном случае редактор книги рекордов России уверен, что все случится достаточно быстро. «Рекорд абсолютно чистый, - поставил точку Свистунов. - Я отвечаю за каждую секунду».
Цифра
203 неповторяющихся песни сыграла группа «Старый третий», чтобы установить рекорд России
Мнения
Валерий Бондаренко, киновед, культуролог:
«Не уверен, что поставленный рекорд можно считать культурным событием. Это скорее событие в сфере шоу, из серии соревнований, кто больше всех съест тортов, дольше простоит на голове или дальше проплывет. Сейчас тенденция такая — людей больше интересует не качество, а количество. Мышление человека массового общества устроено так, что он живет рейтингами и рекордами. Именно они стали показателем успеха. Причем, по идеологии того же общества, к успеху нужно стремиться любой ценой. Как сформулировал Энди Уорхол, «у каждого должны быть свои 15 минут славы». Вот эти 15 минут тольяттинские музыканты и зарабатывали 25 часов. Впрочем, я не хочу сказать, что это плохо. Если они музыку хорошую играют, их поступок оправдан. Ребята просто сделали себе рекламу способом, наиболее эффективным в современном мире».
Евгений Козаченко, шоумен:
«Без всякого сомнения, это важнейшее событие. Вчера, когда шел марафон, в соседнем зале я вел юбилей. Так что самого начала, приблизительно с 14.15 и до часу ночи я периодически в свободное время заглядывал к ребятам и всячески поддерживал их. Потом отлучился поспать, и сегодня утром тоже приехал пораньше. С группой я уже работал на разных мероприятиях: они настоящие, честные артисты. Это выступление отличалось тем, что ребята экономили силы, с точки зрения громкости и драйва, который могут выдавать. Но они и сами говорили, что построили программу таким образом, чтобы время от времени перекладывать нагрузку друг на друга. Так что все по-честному».
Алексей Свистунов, главный редактор и основатель «Книги рекордов России»:
«Музыкальные рекорды бывают очень разноплановыми — от личного рекорда Кобзона с его огромным репертуаром до гонораров Разина, который заявлял о том, что продал около шести миллионов билетов. В данном случае речь идет исключительно о позитиве (все-таки о творчестве и о музыке, а не о самой большой пушке) плюс это отчасти спортивное соревнование. Рекорды такого рода считаются самыми почетными.
Конечно, рекорд и пиар — как брат и сестра. Но в данном случае достигнут двойной эффект. Помимо того, что группе удалось прорекламировать себя, она подвела определенную черту под этапом своего творчества. Коллектив образовался не вчера, и чтобы понять, чего он стоит и куда двигаться дальше, нужно было делать что-то, что находится за пределами повседневных выступлений. Этот ход родился не из воздуха, а из соревновательного момента, поскольку были те, кто раньше уже играл долго.
Если бы ребята просто хотели двигаться в сторону Москвы (что, конечно, тоже запланировано), думаю, рекламных моментов было бы больше. Здесь было определенное самоутверждение, подарок родителям. Особенно это касается вокалиста Георгия. Ведь песни — вся его жизнь... Если у ребят есть другие дела, которые позволяют им оставаться на плаву, то для Георгия это и творчество, и бизнес».