В последние месяцы в Самарской филармонии произошли события, которые, без сомнения, повлияют на ее дальнейшее развитие: в феврале художественным руководителем был назначен известный во всем мире скрипач, заслуженный артист России Дмитрий Коган, а в марте новым директором филармонии стала Елена Козлова. Филармоническая жизнь и ее перспективы обсуждались на недавних общественных слушаниях в филармонии.
Справка
Здание в стиле модерн построено в 1907 году как театр-цирк «Олимп» (архитектор П.В.Шаманский). В 1909 году здесь состоялся единственный самарский концерт Федора Шаляпина, в этом здании В.Куйбышев провозгласил Советскую власть в Самаре. В 1940 году в бывшем «Олимпе» разместили только что созданную Филармонию. В 1974 году бывший театр-цирк полностью разрушили, а на его месте возвели очень похожее на прежнее здание. В 2001 году в филармонии установлен орган.
«Виват», музыка!
По словам Елены Козловой, которая выступила на слушаниях с публичным отчетом, главным направлением деятельности филармонии в минувшем году оставалась система абонементов, рассчитанная на самые разные вкусы и возрасты публики. Например, в Самарской филармонии действуют 7 видов абонементов для детей, 2 студенческих абонемента. Абонементные программы составляются с учетом пожеланий самих любителей музыки.
На абонементной системе будет основана и дальнейшая репертуарная политика филармонии. Составляя некоторые программы, филармония идет на известный риск. Например, хоровой абонемент уже два года во многом строится на музыке в исполнении любительского студенческого хора «Виват». И в этом случае риск оказался оправданным: на эти концерты приходит много студенческой молодежи.
«Дети — наша главная аудитория»
Выступления артистов филармонии проходят не только в Самаре, за последний год они побывали во всех районах области. А в Отрадном действует свой музыкальный филармонический абонемент. Главный дирижер филармонии Михаил Щербаков считает: «Культура структурирует сознание народа. Поддерживать ее для государства так же важно, как поддерживать вооруженные силы».
Большую часть публики составляют дети. Как лучше продумать их приобщение к музыкальному искусству? По мнению заслуженной артистки России, органистки Людмилы Камелиной, система, когда на концерты серьезной музыки приходят целыми классами, неэффективна, и упор надо делать на совместное посещение ребят и родителей. «Эта самая верная форма работы с детьми, - считает музыкант. - Ведь в этом случае ребята приобщаются к музыке не по принуждению, а вечером после концерта дети смогут обсудить услышанное с родителями».
Впрочем, есть дети, которые неплохо подготовлены к восприятию серьезной музыки. В восторге от органной музыки были, например, ребята из 4-й самарской гимназии. Они рассказали о своих впечатлениях друзьям, и на следующий год число желающих приобрести этот абонемент увеличилось вдвое. «Дети — наша главная аудитория», - такую позицию на общественных слушаниях высказал дирижер филармонии Георгий Клементьев. К сожалению, воспитанию музыкальной культуры у детей не способствует общая ситуация в школах. На слушаниях заместитель директора филармонии Евгений Козлов с тревогой говорил о том, что в общеобразовательных школах сегодня нет уроков хорового пения, эстетического воспитания.
Что касается взрослой публики, львиную ее часть, по словам участников общественных слушаний, составляет техническая интеллигенция. Молодежь отдает предпочтение джазовым концертам. Многие самарцы с удовольствием приходят на литературно-музыкальные концерты, с которыми приезжают известные российские актеры, чтецы. Среди любителей музыки немало ветеранов. Некоторые из них на общественных слушаниях выразили благодарность артистам и руководителям филармонии: «Вы нам продлеваете жизнь своими концертами».
Любители музыки подняли на слушаниях и вопрос доступности общественного транспорта для посетителей филармонии. Впрочем, руководство Самарской филармонии уже обратилось в администрацию Самары с предложением обеспечить нормальную работу транспорта, следующего от филармонии в вечернее время.
«Дмитрий Коган приглашает...»
Среди новых абонементов особое внимание привлекает «Дмитрий Коган приглашает...». С его помощью поклонники музыкальной классики познакомятся с искусством не только самого Дмитрия Когана, но и других замечательных российских музыкантов — скрипача Сергея Стадлера, виолончелиста Александра Рудина, молодого талантливого дирижера Тимура Зангиева. Новый худрук филармонии Дмитрий Коган не раз отмечал, что Самарской филармонии необходима модернизация, новая художественная и репертуарная политика, которая поможет создать бренд филармонии. На недавней пресс-конференции он поделился более подробно своими планами. Как считает Дмитрий Коган, самарские исполнители не должны совмещать работу в двух оркестрах — симфоническом и камерном. Это мешает нормальной работе и того, и другого коллектива. Художественный руководитель филармонии задался целью создать в Самаре полноценный камерный оркестр, который будет представлять наш город и в России, и за рубежом.
В июне пройдет аттестация музыкантов филармонии. Предыдущая аттестация проходила в 2006 году, и ее результаты вызвали тогда немало споров. Как считает художественный руководитель филармонии, аттестация музыкантов - естественная и необходимая акция. «Некоторые сомневаются, зачем она нужна , - говорит Дмитрий Коган. - Меня эти сомнения пугают. Каждый музыкант должен подтверждать свой профессиональный уровень. Если музыкант уверен в своих силах, какая для него проблема сыграть в присутствии комиссии десять минут на своем инструменте? Сыграет, и все тайное станет явным». После этого состоится независимая экспертиза с участием известных российских музыкантов, которые лично незнакомы ни с кем из участников аттестации и поэтому люди не ангажированные.
Дмитрий Коган выразил недоумение по поводу того, что в законодательстве существует возможность музыканту, не прошедшему аттестацию, оспорить решение комиссии через суд. «Судьи некомпетентны в этом. Это все равно, что суд будет оспаривать решение жюри конкурса имени Чайковского», - считает художественный руководитель филармонии. В дальнейшем, по мнению Дмитрия Когана, необходимо всем работникам филармонии - от директора до рядового музыканта - переходить на контрактную систему.
Дмитрий Коган, художественный руководитель Самарской государственной филармонии:
- Нам необходимо создать такой камерный оркестр, который будет мобильным и будет успешно представлять Самару во всех крупных городах России. Нынешняя практика совместительства музыкантов двух оркестров - камерного и симфонического - временная мера. Это приносит неудобства и тому, и другому музыкальному коллективу. Камерные оркестры с постоянными исполнителями есть во многих крупных городах России, которым Самара ничуть не уступает в уровне музыкальной культуры. Вообще, я вижу свою задачу как художественного руководителя в том, чтобы пропагандировать высокую музыку. В Самаре для этого есть все возможности.
Наталья Герасимова, руководитель Самарского студенческого хора «Виват»:
- Наш творческий коллектив — постоянной участник музыкальной жизни филармонии. Мы сотрудничаем в филармонией около десяти лет. Сначала исполняли песни для детей, потом были участниками абонемента камерной музыки. А теперь выступаем на концертах хорового абонемента. Мне кажется, что Самарская филармония открыта для творческого поиска. И то, что здесь дали возможность выступать любительскому хору — случай уникальный. Но благодаря этому на хоровые концерты филармонии пошла студенческая молодежь.
Михаил Щербаков, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра филармонии:
- По закону, аттестация Самарской филармонии должна проходить раз в пять лет, но администрация может ее и не проводить. Так случилось, что в последний раз ее проводили в 2006-м, и сейчас наступило время для повторного проведения этой процедуры. Она состоит в следующем: каждый музыкант филармонии играет пять минут с листа произведение перед аттестационной комиссией, состав которой Дмитрий Коган для объективности создал из специалистов из других городов. После этого исполнителя оценивают. В подобной процедуре нет ничего страшного. Но с аттестацией связан вопрос юридической состоятельности: положения о ней нет ни на федеральном, ни на региональном уровне. Мы ее проводим, но кардинальных решений принять никто не может, потому что в случае несогласия с результатами аттестации любой человек может вернуть себе свои позиции через суд. В этом смысле она абсурдна.
Самые яркие исполнители, которые выступят в Самарской филармонии в сезоне 2011-2012 годов:
Роберто Форес Весес (Испания) - дирижер, лауреат Международного конкурса дирижеров им. Е. Светланова
Лео Кремер (Германия) - дирижер, профессор
Андрей Гаврилов (Швейцария) - пианист, победитель V Mеждународного конкурса им. П. И. Чайковского
Эльдар Небольсин (Испания) - пианист, лауреат международных конкурсов
Даниил Крамер (Москва) - пианист, заслуженный артист России
Павел Любимцев - артист Московской государственной академической филармонии, чтец, заслуженный артист России
Олег Белов - актер Самарского академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный артист России
Сергей Никоненко (Москва) - народный артист России, актер.