В галерее «Новое пространство», которая располагается в Самарской универсальной научной библиотеке, 17 сентября в 18:00 пройдет Фестиваль шумовой музыки «Гигиена шума». В нем будут участвовать музыкальные проекты Москвы (::vtol::), Ростова-на-Дону (Papa Srapa), Тольятти («Дя») и Самары (Silinio-Kiselyov). Вести концерт будет шоумен Антон Ладецкий. Стоимость входа на мероприятие – 200 рублей.
::vtol:: – это проект Дмитрия Морозова – московского музыканта, художника и создателя странно звучащих механизмов. В рамках своего проекта ::vtol::, начиная с 2007 года, занимается созданием интерактивных аудиовизуальных инсталляций, экспериментальной электронной музыки и нестандартных электронных музыкальных инструментов. Главный инженерный и творческий принцип создания приборов и музыкальных произведений – «сircuit bending» – осознанное выведение микросхем и приборов на предельные и нестандартные режимы работы, которые достигаются путем внесения хаотических изменений в электрические цепи.
Ряд авторских устройств выпускаются мелкими сериями: в частности «Robo synth» стал первым со времен развала СССР серийным синтезатором, выпущенным в России. Многие устройства были изготовлены на заказ для известных отечественных и зарубежных саунд-артистов.
За последние несколько лет художник принимал участие в ряде международных фестивалей электронной музыки и современного искусства – «Шум и Ярость», «MiGz», «ABRALIVE», «Поэтроника», «Арт-Завод», BENT FESTIVAL 2010, «Подготовленные Среды» и других. Выступал в Гонконге, США, Израиле, Франции, Бельгии, Швейцарии и Китае.
Существует легенда о том, что в молодости ростовский музыкант Эдуард Срапионов изучал в армии звуковое оружие. Скорее всего, это неправда, зато сейчас он умеет его делать. Известный техно-шаман Papa Srapa заставляет звучать буквально все. Биосинтезатор «Spermint. Мокрые руки», установка «Поющая свеча», плазменный синтезатор «Прометей супер лайт» – его рук приборы, и названия их буквально отражают принципы работы. Уж не говоря о таких вещах, как модифицированные радиоприемники или встроенные в ремень гитарные примочки – этого добра сколько угодно. То, что делает Papa Srapa, имеет мало отношения к поп-музыке. Он, скорее, продолжает дело композиторов-новаторов XX века, и вполне вероятно, недалек тот день, когда его творчество начнут изучать вузах. Причем, и в радиотехнических, и в консерваториях.
Проект тольяттинского художника и музыканта Михаила Лёзина («Дя») с переменным успехом существует уже лет двадцать, но почти все «нулевые» группа оставалась малозаметной для местной сцены. Лишь в этом году «Дя» заметно активизировались – начали сотрудничать с известным драматургом и поэтом Юрием Клавдиевым, дали несколько концертов, в том числе на фестивале «Белые ночи» в Перми. В ход снова пошли советские синтезаторы, самодельные примочки, загадочные «шумелки». Возрождение тольяттинского нойза происходит на наших глазах.
Два пламенных борца за гигиену шума из Самары, Silinio-Kiselev, будучи участниками разных музыкальных проектов по отдельности, впервые прилюдно объединят свои усилия. Результат спрогнозировать почти невозможно.