«Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Так Антон Чехов писал в письме близкому другу, издателю Алексею Суворину, в самом начале работы над «Чайкой», которой суждено было стать одной из самых важных пьес в становлении мировой драматургии нового времени.
Первая постановка «Чайки» скандально провалилась на сцене «Александринки» (из всех артистов только блистательная Вера Комиссаржевская сумела проникнуть в пьесу Чехова и прочувствовать свою героиню Нину Заречную). Спустя два года, в декабре 1898-го, на сцене Московского Художественного общедоступного театра «Чайка» в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко расправила крылья и полетела. Состав той «Чайки» пестрил именами великих актеров: Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд, Станиславский, Василий Лужский, Мария Роксанова, Евгения Раевская, Мария Лилина, Александр Вишневский.
Прошло больше 100 лет, а ключ к чеховской драматургии, кажется, так до конца и не найден. Удивительно, что до сих пор режиссеры всего мира ломают голову над вопросом: «Как ставить Чехова?»
Перефразировав слова героя пьесы, можно сказать, что каждый ставит Чехова так, как хочет и как может. Хотят все, а вот может далеко не каждый. Нет законов и канонов, зато есть бесконечное поле для режиссерских идей и концепций.
Константин Богомолов представляет в театре Олега Табакова свою версию «Чайки». Начнем с того, что режиссер, по традиции, собрал на сцене прекрасный актерский ансамбль: Константина Хабенского, Марину Зудину, Олега Табакова, Сергея Сосновского, Павла Ильина, Яну Сексте, Павла Ворожцова, Надежду Тимохину, Алексея Комашко и Яну Осипову, для которой роль Нины Заречной стала первой на профессиональной сцене.
В работе над спектаклем актеры имели перед собой конкретную задачу – посмотреться в героев Чехова как в зеркало, увидеть в них частичку самих себя, чтобы вдохнуть в них новую жизнь, сделать их если не современными, то хорошо узнаваемыми для зрителя. Тригорину Константина Хабенского, например, все время скучно от излишнего внимания к своей персоне. Он устал от всего, и в первую очередь от себя, а точнее, от себя в искусстве. Аркадина в исполнении Марины Зудиной, на первый взгляд, кажется дамой властной, взбалмошной, жеманной, хищной, готовой на все ради достижения цели, продления своего счастья и молодости, а по сути, оказывается хрупкой, любящей женщиной, которая боится настоящей жизни, настоящих проблем и потому бежит от них, закрывается однажды придуманным образом. Резонером и наблюдателем делает Олег Табаков доктора Дорна. Он – настоящий чеховский врач: спокойный, уравновешенный, невозмутимый, одинаково холодный ко всем проявлениям жизни.
Свою «Чайку» сам режиссер называет семейно-бытовой драмой, драмой о столкновении столицы и провинции, о категориях успеха и неуспеха. Однако грани между этими противоположными понятиями стираются. И в результате спектакль Константина Богомолова рассказывает о бесконечно одиноких и глубоко несчастных людях, одни из которых все время стараются доказать себе и окружающим, что они чего-то да стоят, а другие просто плывут по течению.
Постановочная группа:
Постановка – Константин Богомолов;
Сценография – Лариса Ломакина;
Костюмы – Светлана Калинина (заслуженный художник РФ);
Свет – Дамир Исмагилов (заслуженный деятель искусств РФ);
Музыка – Фаустас Латенас;
Помощник режиссера – Анастасия Ярославцева.
В Самаре спектакль «Чайка» состоится 20 и 21 февраля в Самарском театре оперы и балета. Начало в 19:00.
Заказ билетов здесь: Biletsamara.ru.
Фото: Фото с сайта www.tabakov.ru, афиша с сайта www.biletsamara.ru, видео предоставленно КТА «ТЕ-арт-Шоу»