Поставил его по пьесе известного испанского драматурга Алехандро Кассона «Дикарь, или Третье слово» выпускник Самарской академии культуры и искусств Игорь Катасонов. Для него «Дикарь» явился режиссерским дебютом.
Поставил его по пьесе известного испанского драматурга Алехандро Кассона «Дикарь, или Третье слово» выпускник Самарской академии культуры и искусств Игорь Катасонов. Для него «Дикарь» явился режиссерским дебютом.
Драматург определил свою пьесу как лирическую комедию. Сюжет, на первый взгляд, довольно прост и банален: молодая учительница приезжает в богатое поместье, чтобы заняться воспитанием и обучением ребенка, которому, как выясняется позже, уже 24 года. «Наш племянник - дикарь, - объясняют удивленной девушке тетушки Матильда (Елена Ивашечкина) и Анхелина (Елена Туринская), - он двадцать лет воспитывался отцом в горах, вдали от цивилизации. Он не умеет читать и писать, категорически отказывается учиться. Но, возможно, произойдет чудо…» Все, что случится дальше, кажется яснее ясного: череда нелепых случайностей, комедийные уловки, и в финале из великовозрастного неуча герой превратится в «окультуренного», грамотного юношу. Все это благодаря великой силе любви и женской мудрости.
Но, увы, и тетушки, и Маргарита (Надежда Попова), и зритель ошибаются в своих ожиданиях - дикарь Пабло не «слепнет перед лучами солнца», увидев первый раз в жизни прекрасную девушку. Пабло (Павел Макаров) оказывается на удивление вменяемым юношей, пусть грубоватым, но открытым. Бесцеремонным, но не фальшивым, проницательным и совсем не допускающим недомолвок и заигрывания. Словно ребенок, своими рассуждениями он обезоруживает Маргариту. Хотя теперь она - Марга. «Я буду звать тебя Марга, - говорит он, - потому что когда мы пойдем в горы, так будет удобнее». И опять кажется, что все предсказуемо: девушка влюбится в неиспорченного цивилизацией юношу, и начнется романтическая история в духе Руссо.
Все это действительно лежит на поверхности сюжета, но в какой-то момент обнаруживаешь, что игра пошла по правилам, с которыми ты не знаком.
«Прошло несколько месяцев», - сообщает ведущий спектакля, и мы видим возвращающуюся с охоты «одичавшую» Маргу и погруженного в чтение Пабло. Чем вам не комедия?
«Он пишет слова «европа» и «америка» с маленькой буквы, а «Женщина» с большой. «Что бы это значило?» - произносит тетушка Анхелина. Тема отношений мужчины и женщины, противопоставление цивилизации природе - все это явно звучит в пьесе Кассона и передано в спектакле. Свободный от условностей общества разум Пабло быстро осваивает науки, и вскоре становится ясно, что человек, называющий все своими именами, опасен для общества, оно к нему не готово. «Для вас главное - слова, - обвиняет он и Маргу, - я же знаю две вещи - это жизнь и смерть». Но есть и третья, которая находится между ними и о которой не говорят вслух.
«Дикарь, или Третье слово» - так назвал свою пьесу автор. Слово «любовь» никто здесь не произносит, но так же как жизнь и смерть, постоянно следующие друг за другом в воспоминаниях Пабло, в рассказах тетушек, присутствие «третьей вещи» буквально физически ощущается зрителем.
На протяжении трех часов сидящих в зале бросает от переживания к переживанию. Пабло прогоняет Маргу, узнав, что когда-то она была любовницей одного непорядочного, лживого человека. Медленно, через весь зрительный зал, Марга уходит, оставляя ревущего, словно раненый зверь, еще более одинокого, чем прежде, Пабло. И зритель судорожно достает программки, вчитываясь во вселяющее надежду «комедия». Но только когда занавес начинает движение, Марга появляется на сцене. По задумке режиссера она не возвращается, а выходит из-за ширмы, словно призрак, словно воспоминание. Занавес закрывается, и сидящим в зале остается только догадываться, будут ли герои вместе или нет.