В июне в музее им. Алабина должна открыться выставка «Течения», впервые представляющая публике историю самарского авангардного искусства с 1960-х до наших дней. Мы встретились с рабочей группой проекта и узнал, как идет работа.
В июне в музее им. Алабина должна открыться выставка «Течения», впервые представляющая публике историю самарского авангардного искусства с 1960-х до наших дней. Мы встретились с рабочей группой проекта и узнал, как идет работа.
Широта замаха
Посмотреть на выставку «Течения» уже можно — благодаря макету и компьютерным моделям, выполненными архитекторами Александром и Ольгой Филимоновыми, разрабатывающими пространственное решение экспозиции. Структура выставки действительно напоминает реку: левый берег, правый берег, а между ними цепочка островков, разделяющих реку на два потока. Зритель, идущий по маршруту, повторяющему историю самарского экспериментального искусства, все время будет видеть перед собой как минимум два пути, два разных способа продолжить движение. А еще будут возможности посмотреть, как работы разных времен разговаривают, когда оказываются рядом.
«Наверное, это первая самарская экспозиция современного искусства, когда все так подробно продумывается заранее, - рассказывает руководитель рабочей группы проекта Михаил Савченко. - Мы уже знаем, как будет падать свет из окон, какие работы будут одновременно видны в ключевых точках маршрута». По его словам, мысль о масштабной выставке местного современного искусства возникла после успеха проекта «Искусство против географии», привезенного в Самару «Культурным Альянсом». На открытие этой выставки в музее Алабина пришло несколько сот человек. «Стало ясно, что большие проекты, связанные с современным искусством, в Самаре возможны, и министерство культуры согласилось поддержать выставку. - продолжает Михаил. - Дальше идея все больше усложнялась. Сначала мы думали, что этот проект будет чем-то вроде «Большой Волги», только для местного «контемпорари арт». Затем, раз уж это первая выставка современного искусства, организуемая под эгидой министерства культуры, решили подойти к делу серьезнее - углубиться в историю, показать развитие самарского андеграунда. Потом стало понятно, что это будет не только исторический экскурс, но и некая аналитика...»
Работа над «Течениями» объединила три организации. Музей им. Алабина предоставил площадку, Самарский областной художественный музей - работы местных художников и знания двух замов директора музея - Татьяны Петровой и Константина Зацепина, Международный центр развития культуры в Самарской области (организация, учрежденная Минкультом) — финансирование и организацию работы. Художник Владимир Логутов предложил аналитическую модель построения экспозиции, архитекторы Александр и Ольга Филимоновы взялись за разработку пространственного решения.
Выставка займет почти 1000 квадратных метров и объединит около сотни работ самарских художников с 1960-х годов до наших дней. Открытие назначено на июнь.
Эмоции, аналитика и «пространства аналогии»
«Сначала мы хотели строить экспозицию в историческом ключе, - рассказывает Константин Зацепин, — эволюция по годам, много документов эпохи. Потом возникла идея более аскетического и более «поэтического» формата, с упором на анализ художественных поисков. Мы решили поделить экспозицию на два параллельных потока. Один представляет аналитическое направление самарской художественной мысли со стремлением к абстрагированию, другой — экспрессионистское, с акцентом на чувственность. Параллельно появилась концепция «островков», которые мы назвали «пространствами аналогии». Они будут выявлять переклички между работами разных времен и направлений. Например, рядом окажутся картины Валентина Пурыгина и Евгения Казнина или абстрактная картина начала 90-х Романа Коржова и видео Андрея Сяйлева 2000-х, на котором «абстракция» создается разноцветными тканями, запущенными в стиральную машину. Эти два потока проходят через три периода, на которые поделена экспозиция. Первый посвящен живописи 1960-70-х — мы назвали его «Истоки. Экспрессионизм, неопримитив, фигуратив». Второй целиком посвящен абстракции, третий носит название «Пластика. Телесность. Медиа» и посвящен самым современным художественным поискам.
Владимир Логутов тоже очень доволен первым этапом работы. «Мне нравится, что в этой выставке практически нет компромиссов, - говорит он. - Мы перебирали множество вариантов и в итоге находили решения, которые всем казались оптимальными. Так было и с делением экспозиции на два потока. Мне кажется, это универсальная форма, которая дает возможность очень многое понять. Работы, которые мы выставляем, никто еще не имел возможности увидеть вместе, оценить их преемственность, взаимовлияние»...
«Течения» представят публике несколько десятков местных художников. Среди старшего поколения - Валентин Пурыгин, Вадим Сушко, Андрей Березин, Иван Карпунов. 1980-1990-е представлены произведениями Всеволода Рухмалева, Николая Кулебакина, Евгения Казнина, Романа и Нели Коржовых, 2000-е — Владимира Логутова, Фрола Веселого, Евгения Бугаева, Оксаны Стоговой и многих других художников. Как видно из выбора персоналий, экспозиция не транслирует (да и не может транслировать) ставшее уже традиционным разделение художников на принадлежащих к лагерю «контемпорари арт» и «членов союза художников». По каком же принципу отбирались работы? По словам Владимира Логутова, главным критерием была инновационность художественного поиска, которая в разные времена понималась, конечно, по-разному. Эволюцию этого понимания, границы между новацией и традицией выставка тоже поможет отследить.
В общем, участники рабочей группы не без оснований смотрят на выставку как на прототип Музея современного искусства. Ничего похожего по размаху замысла мы в Самаре не видели. Остается надеяться, что ничто не помещает проекту перейти из виртуального пространства в реальность.