Второй раз делегация Самары побывала на фестивале «Белые ночи в Перми». Из города, претендующего на звание «культурной столицы Европы», самарцы вернулись с надеждами на новые крупные проекты и опасениями, что в третий раз в Пермь им ехать не придется.
Второй раз делегация Самары побывала на фестивале «Белые ночи в Перми». Из города, претендующего на звание «культурной столицы Европы», самарцы вернулись с надеждами на новые крупные проекты и опасениями, что в третий раз в Пермь им ехать не придется.
Из Перми - в Русский музей
Фестиваль «Белые ночи в Перми» проходит во второй раз и является самым крупным культурным проектом команды недавно вышедшего в отставку губернатора края Олега Чиркунова. Концепция фестиваля предполагает демонстрацию в Перми лучших культурных проектов из Европы и регионов России. В первую очередь, конечно, в Пермь едут из городов-участников «Культурного альянса», созданного с подачи идеолога пермской «культурной революции» Марата Гельмана. Длящееся почти месяц нашествие в регион художников, уличных театров, музыкантов, граффитистов практически реализует девиз «Пермь - культурная столица Европы», успевший уже стать брендом Перми. Правда, сейчас перспективы проекта «культурная столица» не ясны. Но об этом позже.
В прошлом году организаторы фестиваля готовы были оплачивать делегациям из регионов буквально все расходы на участие в «Белых ночах», в этом - решили сузить круг участников только до тех, кому фестиваль действительно нужен, доказательством чего решено было считать готовность оплатить хотя бы дорогу до Перми. По словам куратора самарской программы Михаила Савченко, расчет организаторов оправдался - в Пермь приехали делегации из полутора десятков регионов России и ближнего зарубежья. Исключением не стала и Самара, вступившая в «Культурный альянс» минувшей осенью - городской департамент культуры нашел возможность оплатить дорогу 11 представителям местного «актуального искусства».
В этом году организаторы фестиваля решили сконцентрироваться на крупных персональных выставках приезжих художников, а не на «сборных солянках». Самарская область в Перми была представлена персональными выставками Романа и Нели Коржовых «Тело пейзажа», Александра Филимонова «Пена», Сергея Баландина «Гомункулус» и «Гнезда» тольяттинца Антона Чирикова. Также на «Белых ночах» выступили поэт Сергей Лейбград, театр современной хореографии «Корпорация швов», диджей Freaks Quicks (Тимур Ли) и участники акции «Маркер Батл». Кроме того, самарцы приняли участие в Форуме экспертов, организованном «Культурным альянсом».
По словам Михаила Савченко, работы самарских художников выделялись профессиональностью исполнения. «Конечно, в Перми много было искусства разного уровня, - рассказывает он. - Но на общем фоне самарский перфекционизм был виден очень ярко». Самым заметным актом признания самарцев стало приглашение сделать персональную выставку в Государственном Русском музее в Петербурге, полученное Романом и Нелей Коржовыми от заведующего отделом новейших течений музея Александра Боровского. Также сейчас идут переговоры с немецким специалистом по стрит-арту Кристианом Аве, который, возможно, побывав в Перми, заедет и в Самару, чтобы дать несколько мастер-классов для местных граффитчиков.
Прощай, культурная столица?
Пермская культурная политика всегда вызывала споры. Неоднозначную реакцию вызвал в прошлом году и фестиваль «Белые ночи», о котором некоторые участники самарской делегации говорили, что в погоне за количеством мероприятий организаторы упускают качество. На этот раз, судя по отзывам самарцев, пермякам удалось соединить одно с другим. «Если в прошлом году мероприятия фестиваля были разбросаны по всему городу, то теперь значительную их часть сконцентрировали в специально построенном фестивальном городке, - рассказывает Михаил Савченко. - Архитектура городка была очень хорошо продумана и добротно реализована. Несколько сцен, кафе, рестораны, даже бассейны... Контент на площадках менялся буквально каждый час - мастер-классы, театральные представления, перформансы. Были очень серьезные большие выставки современного искусства и в то же время множество событий на любой другой вкус - уличные театры, поэтические чтения, концерты самых разных музыкальных коллективов». «Пермь показалась мне более похожей на европейский город, чем Самара», - соглашается с Савченко Сергей Лейбград. По данным организаторов, за две недели фестивальный городок посетили больше 800 тысяч человек - это несколько десятков тысяч человек в день. К примеру, выступления французского уличного театра «Транс-экспресс», по словам организаторов, собрали больше публики, чем на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Альбертвиле и Ванкувере, в которых театр тоже участвовал. Пермяки увидели спектакли фестиваля «Золотая маска», фестиваль уличных театров из Европы, фестиваль мексиканского искусства, услышали концерты оркестра Владимира Спивакова, Горана Бреговича и множества других современных музыкантов. Также на фестивале было проведено множество мастер-классов - по танцу, стрит-арту и т. д.
При этом организаторы фестиваля не скрывали того, что он может оказаться последним. Это еще одна показательная история, заставляющая задуматься о том, почему культурная политика в России очень часто заключается в метании из крайности в крайность. Несколько лет назад пермский губернатор Олег Чиркунов с подачи Марата Гельмана начал в крае «культурную революцию», не особо оглядываясь на мнение местных деятелей культуры. Часть пермяков встретила новации с восторгом, часть не ленилась выходить на митинги протеста. И вот когда, кажется, страсти более-менее улеглись, а привозимые в Пермь звезды, наконец, показались местным жителям интересными, власть в крае поменялась, а с ней и приоритеты культурной политики. Новый губернатор края Виктор Басаргин уже успел не только заявить, что рваться в «культурные столицы» Перми ни к чему, но и дал несколько обещаний, озадачивших даже противников команды Марата Гельмана. Например, обещано демонтировать все установленные на улицах Перми арт-объекты (а некоторые из них обошлись бюджету в миллионы) и перевезти их на территорию местного музея современного искусства. Противники Чиркунова сетовали, что бюджетные деньги тратятся на проекты «варягов» от современного искусства, теперь выясняется, что средствам налогоплательщиков можно найти еще более абсурдное применение, потратив их на перемещение этих объектов.
С другой стороны, теперь у нас есть хорошая возможность проверить, насколько справедливы неоднократно произносимые сторонниками Марата Гельмана слова о том, что пермяки уже просто не смогут жить по-старому - без перформансов, выставок контемпорари арт и споров о культурной политике. Или же более справедливо высказывание Лао Цзы, с успехом внедряемое культурными властями большинства других регионов нашей страны: «когда правительство деятельно, народ становится несчастным»?