В киноклубе «Ракурс» закончились показы Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. В ожидании оглашения победителя битвы за зрительское признание Freetime63.ru пообщался с российским режиссером Виталием Салтыковым, фильм которого вошел в программу крупнейшего в мире фестиваля короткого метра и претендует на победу.
Одновременно с Самарой 150 тысяч киноманов из 300 городов мира объединились для одной цели – проголосовать за лучший фильм. В битве за зрительское признание в этом году участвуют 10 режиссеров из разных стран. И впервые за 15-летнюю историю фестиваля в программу вошел фильм и российского режиссера. Зрители всего мира увидели кинодебют известного петербургского актера Виталия Салтыкова «Куда течет море» с Оксаной Акиньшиной в главной роли.
Итак, с кем же предстоит соревноваться Виталию Салтыкову? В этом году в битве за первое место участвуют режиссеры из Норвегии, Нидерландов, Англии, Перу, Франции, Румынии, США и Испании. В программе комедии, драмы, притчи и даже пародия на классический американский фильм ужасов. Одна из самых сильных лент – «Курица» режиссера Майкла Лавелла из Ирландии. Появление мальчика-курицы в приюте для мальчиков приводит к настоящей революции, и в этой картине на высоте все: развитие сюжета, грамотный финал и неподражаемая игра детей. Другое открытие фестиваля – это зарисовка о механизмах диктатуры «Два плюс два» (режиссер Бабак Анвари / Великобритания), где с помощью интернационального математического языка показано, как решение уравнения может стать преступлением. Без содрогания сердца невозможно наблюдать эмоциональный финал картины «Супермен, Человек-паук или Бэтмен» Тодора Джиорджио из Румынии, где мальчик хочет спасти маму, которая нуждается в новом сердце.
Голос за кадром, как в компьютерных играх, ведет зрителя через ужасные воображаемые ситуации в ленте «Голос за кадром» испанского режиссера Мартина Росете, а заканчивается все весьма неожиданно. Картины в целом поделились на те, где делается акцент на необычную форму повествования, и те, где основное внимание приковано к содержанию этой формы. «Голос за кадром» относится к первой категории, и финал радикально изменяет эмоции зрителя, но понижает «градус».
Трагедия и комедия одновременно присутствуют во французской ленте «Тщательно продуманная кончина Роберта Эбба». Сцена с погоней горожан и милиции за парнем в костюме монстра демонстрирует абсурдность любви к фильмам ужасов и размывает представления о границах между жанрами.
«На мой взгляд, 9 из 10 картин весьма качественные, – считает известный самарский киновед, президент киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг. – Основная тема этой программы, может быть, так случайно получилось (она представлена в 4 фильмах из 10) – это тема детства и насилия над детством. Сегодня эта тема чрезвычайно актуальна. В том числе она присутствует и в фильме российского режиссера Виталия Салтыкова «Куда течет море». Впервые картина из России отобрана для Манхэттенского фестиваля. И она весьма симптоматична для российского кино. Играет в фильме Оксана Акиньшина. Представлять эту актрису никому не нужно, она начинала в таких фильмах как «Сестры» Сергея Бодрова-младшего, «Лиля навсегда» шведского режиссера Лукаса Мудиссона. Участие в коротком метре для нее – это эксперимент».
Сюжет ленты «Куда течет море» строится вокруг отношений мамы и 5-летней дочери. Женщина ее любит, но в то же время боится и ненавидит, потому что дочь напоминает о страшной трагедии – изнасиловании. Девочку же волнуют вопросы об устройстве окружающего мира, о жизни и смерти, как любого ребенка в ее возрасте. Эти вопросы и ощущение, что маленькая дочь как будто все видит и все понимает, усиливают ее внутренние терзания. Кроме Манхэттенского фестиваля фильм был показан в секции короткого метра фестиваля в Каннах (Short Film Corner).
В интервью Freetime63.ru режиссер фильма «Куда течет море» Виталий Салтыков рассказал о нелегком актерском хлебе и работе с Оксаной Акиньшиной.
– Первый ли это ваш фильм, и почему вы выбрали жанр именно короткометражной ленты?
– Да, в таком формате – это первая работа. Короткометражка требует от автора лаконичности и глубины одновременно. Я бы сказал, что это очень дисциплинирующий жанр. Это как сыграть на сцене эпизод. Надо не перегореть за кулисами, выйти в нужном самочувствии, «взять зал» и уйти под аплодисменты. Желательно, по крайней мере.
– Где проходили съемки фильма и насколько тяжело они дались?
– Съемки проходили здесь в Питере и под Зеленогорском. Степень тяжести определить сложно, потому что любые съемки – это испытание здоровья и нервов. Но могу сказать, что во время съемочного процесса практически не спал. И это нормально, спросите любого.
Но наши героини, маленькая Катюшка и Оксана, весьма самоотверженно работали на площадке. Оксана прилетела на три дня в перерыве между другими съемками. Можете представить, каково это. Из пустыни в питерские дожди, а потом обратно. Катя снималась с огромным удовольствием, сходу влюбила в себя всю киногруппу и выполняла все режиссерские задачи настолько точно, что я иногда забывал, что передо мной 5-летний ребенок. Мы все удивлялись, откуда в ней столько энергии.
Когда по окончании съемок я пришел проводить их вместе с бабушкой, заглянул в вагон и увидел, как Катюха лежит пластом на сиденье, держит в руках зеленый гелевый шарик на длинной нитке, который мы ей подарили, и молча, без эмоций, смотрит на него. Она, конечно, очень устала. Актерский хлеб нелегкий. Но зритель не должен об этом знать. Это я вам по секрету рассказал.
– В этом году многие ленты фестиваля посвящены детям, показано их переживание событий. Есть ли фильмы в программе, которые вам самому понравились больше других?
– Это замечательно. Потому что нынешние дети – это тот мир, который мы увидим с вами через несколько лет. Это наш завтрашний день. Говоря про детей, мы становимся немного похожими на них, а это, как мне кажется, ключ к разгадке многих непонятных вещей, которые происходят вокруг. Надо быть, в известной степени, как дети. Возможно, это способ изменить мир. Возможно, этот способ действует.
– Что для России означает участие в фестивале такого уровня? Как вы считаете, это событие откроет дорогу другим молодым режиссерам?
– Это такой масштабный вопрос, что даже страшно отвечать. То, что это случилось, просто здорово. Манхэттенский фестиваль самый зрительский. Николас Мейсон придумал невероятно универсальный механизм для реализации кинотворчества и для создания обратной связи между зрителем и автором. Это и конкурс, и прокатная история одновременно. Такое событие – счастье для любого участника.
А что касается «дороги другим молодым режиссерам», то в творчестве, как известно, никто никому никаких гарантий не дает. Тем более, что в кинематографе очень долго можно считать себя «молодым» режиссером. Даже в 60 лет. Никто с вами и не поспорит.
Фото: Фото с сайта Sensusnovus.ru