В Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета Михаила Фокина на музыку Николая Черепнина «Павильон Армиды». Восстановлением художественного оформления балета, автором которого является Александр Бенуа, занимался театральный художник и историк моды Александр Васильев.
Балет «Серебряного века»
Идея создания балета «Павильон Армиды» принадлежит знаменитому художнику Александру Бенуа. Сам художник оформил этот балет и написал к нему либретто по новелле Теофиля Готье «Омфала». Музыку к либретто художника взялся писать Николай Черепнин. Лишь через несколько лет, в 1907 году, этому балету было суждено быть поставленным. Впечатленный музыкой Черепнина Михаил Фокин решил взяться за хореографию спектакля. Именно после показа Дягилевым этого балета в Париже появилась идея знаменитых «Русских сезонов».
Впервые в Самаре балет был поставлен почти через 100 лет. В 1999 году постановку «Павильона Армиды» осуществил Никита Долгушин. Нынешний спектакль отличается от балета 13-летней давности. Хореография Фокина восстановлена педагогами-репетиторами Самарского театра в редакции Долгушина, а художественное оформление его принципиально новое. Вернее, принципиально старое. Театральный художник и историк моды Александр Васильев осуществил реконструкцию оригинального художественного оформления балета по эскизам Александра Бенуа.
Под музыку Шопена
Но начался вечер с другого одноактного балета, поставленного Фокиным в начале ХХ века. Премьера балета «Шопениана» состоялась в Самаре в прошлом году. Балет на музыку Шопена был представлен вместе с другим одноактным произведением — балетом «Танго...Танго...Танго...» на музыку Астора Пьяццоллы. Разные по стилю, эти два спектакля смотрелись вместе не совсем гармонично. Другое дело - сочетание «Шопенианы» и «Павильона Армиды». Достаточно отметить то, что хореография этих двух балетов выполнена Михаилом Фокиным, а их премьеры в начале ХХ века прошли с разницей всего в один год.
Во время создания сегодняшней, классической версии «Шопенианы», Фокин вдохновлялся выступлением знаменитой балерины Анны Павловой. Так описывал великий хореограф свои впечатления от ее танца: «Это был танец в стиле Тальони, в стиле того забытого времени, когда танцовщица поднималась на пуанты... для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического... Если бы она так чудесно, так восхитительно не исполняла тогда вальс Шопена, я бы не создал этого балета».
Постановку балета Фокина в Самаре осуществила педагог и балетмейстер-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева. В день премьеры «Павильона Армиды» в «Шопениене» показали свой опыт и мастерство ведущие солисты самарского балета Марина Дворянчикова, Алексей Турдиев и Ксения Овчинникова.
Шарф от Бенуа
В программке «Павильон Армиды» сказано, что этот балет начала ХХ века стал первым балетным спектаклем, в котором танец, музыка и живопись составили по-настоящему единое целое. Сегодня он уже не первый, но - хочется в этом согласиться с авторами текста программки - «Павильон Армиды» на сцене Самарского академического театра оперы и балета в первый премьерный день сочетал все эти качества. Несмотря на технические трудности с подбором необходимых материалов, Александру Васильеву удалось очень точно восстановить костюмы и декорации спектакля, а оркестр под руководством Евгения Хохлова вместе с ведущими солистами балета порадовали зрителей своим исполнительским мастерством.
Балетная труппа показала зрителю историю Виконта Рене де Божанси (Александр Петриенко), плененного чарами ожившей на гобелене в доме Маркиза (Дмитрий Голубев) царицей Армидой (Екатерина Первушина). Виконт становится участником и свидетелем фантастических сцен с Армидой и ее рабом (Виктор Мулыгин), арапчатами, ведьмами и маркизом. Когда фантастические видения проходят, взволнованный Виконт замечает на рукаве шарф, повязанный Армидой в знак того, что он пленен ею. И тут он понимает, что все произошедшие с ним события не были видениями.
После не совсем удачной премьеры «Травиаты», которой открылся 82-й сезон в Самарской Опере, театр преподнес публике подарок в виде этого восхитительного балета, который займет достойное место в репертуаре оперного.
Наталья Глухова, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета:
«Занявшись реконструкцией «Павильона Армиды», мы столкнулись с очень непростой задачей. Реконструкция балета - это работа с огромным количеством архивных документов и фотографий. К примеру, благодаря театральной программке 1920 года, привезенной из Франции Александром Васильевым, мы выяснили, что в балете, шедшем на нашей сцене в 1999 году, не было многих действующих лиц».