С начала сезона это уже третья премьера. Открывался сезон оперой «Травиата», затем был балет «Павильон Армиды». Объединяет все спектакли классическая манера постановки. Стремление наполнить репертуар классическими спектаклями в традиционном прочтении вполне объяснимо.
Музейная редкость
За годы, пока театр находился на реконструкции и не имел возможности полноценно работать, многие спектакли обветшали. Сегодняшняя задача, по словам художественного руководителя Александра Анисимова, состоит в том, чтобы наполнить репертуар спектаклями, без которых немыслим театр со званием «академический». Балет Людвига Минкуса «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа - один из таких спектаклей.
«Баядерка» в Самарском академическом театре оперы и балета, постановку которой осуществила балетмейстер-постановщик, педагог-репетитор Мариинского театра Габриэла Комлева, напоминает музейный раритет. Такое впечатление создается во многом благодаря художественному оформлению спектакля. Технические эффекты, которые с щедростью использовались в последних постановках, в «Баядерке» отсутствуют. Декорации выполнены в темно-зелено-коричневой цветовой гамме в начале первого акта, когда действие происходит возле храма; с преобладанием золотисто-коричневого и бордового - во дворце раджи Дугманта, где сквозь резные золотые ворота проглядывают голубые небеса: во втором акте пышное празднество помолвки происходит уже на фоне дворца, погруженного в сумерки. Благодаря обилию и в декорациях, и в костюмах, и в прочих атрибутах золотой роскоши передается красота экзотической Индии, но и одновременно создается эффект музейной реликвии. Художник-постановщик спектакля – главный художник Санкт-Петербургского Михайловского театра Вячеслав Окунев на это пошел нарочно, посчитав, что стилистика танца, выработанная в XIX веке, движения и музыка прошлого должны обрамляться соответственно тому времени.
Интерпретация образов
Балет «Баядерка» считается чисто «петербургским» спектаклем, наряду со «Спящей красавицей» и «Шопенианой». «Это спектакли, которые должны отличать своих исполнителей особой театральной культурой, умением вести себя на сцене, слышать хорошо музыку. То есть в этом спектакле труппа должна показать весь комплекс профессионализма», - считает постановщик Габриэла Комлева, которая с 1957-го – по 1988 год с блеском исполняла весь академический репертуар Мариинского (тогда Кировского) театра и была удостоена титула «балерина Петипа». Что касается «Баядерки», то партия Никии была одной из самых ее любимых. Экранизация «Баядерки» с Габриэлой Комлевой в главной роли признана английским ВВС лучшим музыкальным фильмом года.
На премьерном спектакле Самарского театра партию баядерки Никии танцевала Екатерина Первушина, в другом составе эту партию исполнит Ксения Овчинникова, которая в день премьеры танцевала Гамзати – дочь раджи Дугманта. В партии Солора на премьере выступил Виктор Мулыгин. В последующих спектаклях в партии воина Солора можно будет увидеть Дмитрия Пономарева и Алексея Турдиева. На премьере золотого Божка во втором акте блестяще станцевал Алексей Савин, буквально зависавший в прыжке.
Премьера «Баядерки» почти совпала с фестивалем классического балета имени Аллы Шелест, который открывается 21 ноября. И у самарских зрителей появится уникальная возможность увидеть разные интерпретации классических образов. Партии Никии и Солора 27 ноября в «Баядерке» будут танцевать солисты Большого театра.
Танец баядерки
Партия Никии считается одной из самых сложных в классическом репертуаре. И для воплощения образа требуется не только мастерское владение техникой, но и актерское дарование. Никия Екатерины Первушиной при первом же появлении на сцене, где она исполняет священный танец на празднике поклонения огню, сразу заставляет зрителя затаить дыхание. Нечто отличающее ее от всех окружающих читается в плавных, буквально неземных движениях. Создается впечатление, что прокручивается кинематографическая пленка, но в замедленном действии. На тайном свидании со своим возлюбленным Солором мы видим уже другую Никию - не храмовую танцовщицу, а страстную, влюбленную молодую женщину, созданную из плоти и крови, движения ее уверенны. И Никией-бунтаркой предстает она во дворце раджи, когда Гамзати сообщает ей о своей помолвке с Солором.
Кульминацией развития характера Никии явился второй акт. Она танцует, полная грусти и отчаяния, на пышном празднестве по случаю помолвки. В либретто, написанном самим Мариусом Петипа в соавторстве с Худековым, мы читаем: «Факир вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Счастьем и бурной радостью наполняется танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно ее жалит». Но в танце Никии – Екатерины Первушиной мы вовсе не видим радости. Ее резкие движения в диссонансе с веселой музыкой и, скорее, напоминают предсмертную агонию. Она мертва давно, смерть наступила после известия об измене любимого, а змея, выползшая из корзины, всего лишь закончила дело, умертвив плоть.
Третий акт - «Тени» - самый известный, претендующий на отдельное самостоятельное произведение, получился эффектным и впечатляющим. Танец этих воздушных существ и великолепно исполненные па-де-де и вариации Солора - Виктора Мулыгина и Никии - Екатерины Первушиной, которая уже лишилась сомнений, тревог и страха, а оттого движения ее приобрели холодность и четкость, производят действительно сильное впечатление. Для нашего театра «Баядерка» стала еще одной возможностью блеснуть стилем.