Заслуженная артистка РФ Юлия Рутберг рассказала городскому порталу Samara24, почему она любит число 13, и кто в ее доме хозяин.
Заслуженная артистка РФ Юлия Рутберг рассказала городскому порталу Samara24, почему она любит число 13, и кто в ее доме хозяин.
– Юлия, я слышала, что счастье вам приносит… число 13. Это правда?
– Это число многих пугает, а у меня к нему прекрасное отношение. Когда я появилась на свет, в 63-м роддоме имени Крупской родилось 13 мальчиков и одна девочка. И это не могло не повлиять на мою биографию. Я обожала играть с мальчишками и шляться по улицам! Мы бегали в театры, в кино. Я была дворовым ребенком, этакая девчонка-мальчишка. Прыгала с крыши на крышу на стройке, висела на заборах, приходила домой вся грязная и рваная. Что не мешало мне хорошо учиться в английской спецшколе и музыкальной школе имени Гнесиных. Но улица для меня – это очень значимо, там я впервые ощутила свободу.
– У «своего парня», как правило, есть прозвище. У вас было?
– Мальчишки звали меня Айсберг и Шпрота-переросток – за то, что я была высокая. Дома меня звали Кутя, щеночек. А когда Кутя вырос, пошел в странную организацию по уничтожению индивидуальности – в школу. Затем в театральное училище имени Щукина. К слову, для театра Вахтангова, где я работаю, 13 – тоже священное число. Тринадцатое место в седьмом ряду – навсегда именное место Рубена Николаевича Симонова. В спектакле-кабаре «Вся эта суета» – 13 музыкальных номеров, 13 чехлов для декораций. Когда шили исторический костюм на меня, сняли мерки, оказалось, что расстояние от шеи до плеча – 13 сантиметров. Мы ездили на гастроли в Санкт-Петербург, и у нас был 13 вагон, я жила в гостинице в номере 13, а на сцене стоял рояль 1913 года. Это число удивительным образом сопровождает меня всю жизнь. Мне кажется, что зрители, которые сидят на тринадцатых местах, – группа моей личной поддержки.
– Даже не верится, что нынешняя обладательница высоких профессиональных наград поступила в ВУЗ лишь с третьей попытки!
– Я с детства мечтала учиться в Шукинском училище. Три года добивалась своего и спрашивала себя, за что жизнь так наказывает меня, так испытывает. Но, оказалось, что она меня вела.
– Ваша театральная семья во главе со знаменитым актером Ильей Рутбергом не пыталась отговорить от трудной профессии?
– Нет. Родители никогда не говорили мне: «Это не твое». Они меня всегда поддерживали. Когда я пришла с экзаменов, в прихожей легла на пол и с горя зарыдала, папа и мама тоже легли рядом. И меня успокаивали… В 1984 году, 8 июля, в день своего 18-летия, я все-таки поступила! На курс к потрясающему педагогу Алле Александровне Казанской. У нас преподавали замечательные мастера – Юрий Васильевич Катин-Ярцев, магистр изящной словесности Яков Михайлович Смоленский, заведующий кафедрой актерского мастерства Владимир Георгиевич Шлезингер, которого все звали Коко Шанель в брюках…
– А теперь Коко Шанель – это вы!
– Я сыграла ее в четырехсерийной картине «Бумажные цветы не вянут». Фильм рассказывает о русской киноактрисе, которая начинала с триумфа за границей, а закончила свою жизнь в лагерях. Актрису (образ собирательный) в молодости играет Виктория Исакова, в зрелые годы – Людмила Чурсина. Во многом судьбу главной героини определяет встреча в Париже с кутюрье Коко Шанель.
– Знание иностранных языков пригодилось вам в работе над ролью француженки?
– Конечно. Роль Коко Шанель я исполняла на французском.
– Когда предложат роль знаменитой англичанки, сыграете и на английском?
– Если понадобится, то, конечно. А пока пою и читаю стихи на иностранных языках в спектакле-кабаре «Вся эта суета», с которым наш коллектив гастролирует по стране.
– Трудно быть на сцене, когда вашим партнером является зрительный зал?
– Нелегко, когда спектакль существует без четвертой стены, когда твоими партнерами являются не три, четыре человека, с которыми ты постоянно репетируешь, а каждый раз кто-то новый, и этот кто-то новый – целый зрительный зал. Ты должен быть настолько на чеку! У меня давно зрела идея создать такой спектакль-кабаре, в котором можно было бы сочетать не сочетаемое. Из прозы вхожу в стихи, из стихов – в музыкальные номера, из песен – в танцы.
– Импровизация – дело опасное. На неудобные вопросы из зала как реагируете?
– Если в них есть смысл, с публикой всегда можно найти общий язык. Я очень люблю импровизировать!
– А если бы вы не стали актрисой, то кем бы вы были?
– Родители говорили мне, что я прекрасно танцую, замечательно смотрюсь в балетной пачке, что из меня может получиться балерина. Но мне не захотелось этим заниматься… Наверное, я была бы кулисой. Или сценой. Или всем зрительным залом… А вообще я сравниваю себя с музыкальным инструментом – контрабасом. У меня такой же волнующий сиплый и хриплый голос!
– Складывается впечатление, что вам подвластны все жанры. Чему бы вы хотели еще научиться?
– Я человек ищущий. Мне не важна похвала и призы. Я стремлюсь прорваться в новый мир талантливых людей. Это и есть смысл актерской профессии. Мне важна лодка, в которую мы садимся, важно то, с кем, зачем и куда плывем. Пройдя школу первоклассных режиссеров – Петра Фоменко, Романа Виктюка, Михаила Бычкова и других, – я поняла, что у больших мастеров существует перспективное мышление. Даже на уровне читки они знают, куда плывет корабль. И это очень важно.
– Ваш сын Григорий не захотел идти по актерскому пути. А мамиными успехами гордится?
– Мы с ним большие друзья! Всегда поддерживаем друг друга. Тем, что мама состоялась в профессии, Гриша, конечно же, доволен.
– А вне театра, дома, вы какая хозяйка?
– Чудовищная! Когда меня нет, муж, если он не в театре, готовит себе сам. Когда меня спрашивают: «А кто у вас в доме хозяин?», я отвечаю: «Кто в доме, тот и хозяин». Я прекрасно знаю, что такое выпуск спектакля или съемки. Тут не до магазинов и готовки!
– Что, по-вашему, самое главное в семье?
– Три вещи: нежность, преданность и верность. Во всех трех понятиях, даже если они существуют по одиночке, есть ощущение любви. А важнее любви нет ничего. Нужно беречь эти понятия. И тех, кто рядом.
– Как вы считаете, почему умным женщинам приходится трудно?
– Умная женщина выбирает в спутники мужчину, с которым можно поговорить, ждет от него душевного тепла. Не все мужчины на это способны. И не каждый способен признать, что струсил.
– И как жить?
– По возможности, весело! И с оптимизмом. Человек должен верить в то, что он делает, и во что вкладывает свои силы. Отчаяние и уныние – большой грех. Как сказал Пастернак, нужно ставить перед собой «невыполнимые цели». И тогда все будет хорошо.
– Театр-кабаре у вас уже есть. Что собираетесь строить дальше?
– Я никогда не отвечаю на вопросы, о чем мечтаю или что собираюсь репетировать. Сначала сделаю, а там и поговорим!
Юлия Рутберг
Родилась 8 июля 1965 года в Москве.
Окончила театральное училище имени Щукина.
С 1988 года работает в Театре имени Вахтангова.
В 2004 году создала театральный проект, в рамках которого поставила спектакль-кабаре «Вся эта суета».
Снялась более чем в 30 фильмах, в том числе: «Похороны Сталина», «Макаров», «Фаталисты», «Прощайте, доктор Фрейд»; сериалах «Московские окна», «Участок», «Не родись красивой»; работает на радио и телевидении.
Заслуженная артистка РФ, лауреат премии «Чайка-1997», награждена орденом «Слава нации» и медалью «Миротворец» за вклад в дело мира.