Дело было несколько лет назад. Отправились с подругой в кино. Мы были ограничены во времени, а кинотеатр – в разнообразии сеансов. В итоге мы купили билеты на подростково-молодежный фантастический блокбастер. Практически всеядному киноману было все равно, а вот киноману избирательному идея вовсе не понравилась. «Чтобы я да на русский фильм», – ворчала подруга, стоя в очереди. – Где это видано, где это слыхано?»
То было еще до выхода «Самых лучших фильмов», но после «Питера FM» и «Прогулки». Тот момент, когда наше коммерческое кино в нашем же прокате только пробивалось сквозь плотный строй кассовых зарубежных картин. Момент, когда на русские коммерческие фильмы еще шли как на что-то экзотичное, но уже сомневались в своем решении.
А накануне перед сеансом очередного голливудского боевика зрители, и я в их числе, увидели трейлер многообещающей картины «Сталинград». К стыду своему, а может быть, к счастью, могу сказать, что о создании ленты до просмотра трейлера мне известно не было. Но то, что я увидела, меня потрясло в приятном смысле слова. Зрелищный видеоролик оказался хорошим авансом для потенциальных зрителей: масштабные сцены со спецэффектами, популярный молодой актер в главной роли и музыкальное сопровождение – неожиданное исполнение «What a wonderful world» в общую картинку вписалось как нельзя лучше, так удачно, что мысль о том, что песня-то совсем не русская и по-английски исполняется, приходит позже. Но вот мелькает в титрах фамилия представителя известной актерско-режиссерской династии, и запал угасает. А стоит ли ждать? Сразу вспомнился юмористический набор цитат о режиссерских штампах: «Если в фильме Федора Бондарчука на стене висит ружье, то у Сергея Бондарчука оно висело на стене гораздо лучше».
Русское кино в отечественном прокате уступает зарубежным лентам. Зрители скептично настроены на просмотр очередного фильма нашего производства: лучше заранее готовить себя к плохому, чтобы не разочаровываться потом. Но все ли так плохо в отечественном? И гораздо ли лучше дела обстоят в пресловутом Голливуде?
Как ни крути, а предпочтение местных зрителей отдается зарубежному кинематографу. Ради интереса заглянем в рейтинг самых ожидаемых премьер. Из 86 лент, анонсируемых в списке, только четыре картины российского производства. И все они расположились на местах с 83 по 86. Но так дело обстоит не только с новинками кинопроката. Откроем список лучших фильмов всех времен и народов на авторитетном киносайте. В верхней десятке шесть американских фильмов – «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Форрест Гамп», «Список Шиндлера», «Король Лев», «Начало»; два «француза» – «Леон» и «1+1», итальянская лента «Жизнь прекрасна» и один фильм совместного производства США и Германии «Бойцовский клуб». И только на одиннадцатой строчке топа первый русский – «Иван Васильевич меняет профессию». Между прочим, только два фильма из лучшей десятки – новинки последних трех лет, остальные были выпущены в уже далеких 90-х.Ирина Егорова родилась в Самаре. В подростковом возрасте начала писать стихи и рассказы, увлеклась журналистикой. Работу в будущей профессии начала сразу с солидного издания – школьной стен-газеты. В 2008 году поступила на факультет журналистики СГПУ. Увлекается литературой, музыкой, кулинарией. Считает, что умеет петь, танцевать и рисовать, потому что никто до сих пор не убедил ее в обратном. Самолюбива, самокритична, самоиронична. Помолвлена.
Абсолютно новых картин нет. То ли дело в неоспоримом статусе выдающихся фильмов на первых позициях, то ли в голливудском застое, завуалированном под те или иные тренды. Мониторинг зарубежных кинопремьер последнего времени дает понять, что их внушительную часть составляют фильмы, обреченные на успех, – ремейки (типа «Битвы титанов») и авторемейки (например «Девушка с татуировкой дракона»), повторные запуски в прокат кассовых фильмов, как это было с «Аватаром», премьера старых картин в новом формате – так в прошлом году в 3D вышли «Титаник» и «Король Лев», перезапуски франшиз о супергероях, экранизация серий литературных произведений, чему уже подверглись «Сумерки», «Гарри Поттер», «Перси Джексон» и «50 оттенков серого», а еще новые интерпретации всем известных историй – «Белоснежка и охотник», «Красная шапочка» и т.д. И, конечно, многочисленные сиквеллы, приквелы и прочие возвращения к полюбившимся персонажам. Создатели бьют точно в цель, им известно, как зритель любит возвращаться к Доминику Торрето и Брайану О'Коннеру на протяжении шести «Форсажей»: так, как будто это их старые знакомые. И, в общем-то, ничего нового. Разве что откровенно чернушный «Муви 43» смог удивить своей сенсационностью.
Тенденции кинематографа мирового немедленно находят отражение и в российском. Первый фильм в 3D мы уже сняли. Первого супергероя, обладающего фантастической машиной, придумали. Молодежные триллеры и ужастики в духе «Я знаю, что вы делали прошлым летом» тоже есть. Не ровен час, кто-нибудь да возьмется за «Сумерки» местного разлива – с Малининым в роли Карлайла для пущей достоверности. Более менее тепло встреченные новинки обзаводятся одним-двумя сиквелами. Так мы уже посмотрели «Любовь в большом городе», даже название которой – калька с названия известного сериала о Нью-Йорке. Или «Любовь-морковь» с американизированными типами главных героев и юмором в стиле «Один дома». Не для ценителей, а потребителей.
«Другое дело – старые добрые советские фильмы», – сетуют любители кино. Не согласиться нельзя. «Если в фильме Леонида Гайдая на стене висит ружье, то каждый житель постсоветского пространства знает как минимум семь цитат про это ружье». Совершенно верно. Советские комедии – классика кинематографа, которая до сих вне конкуренции. Наверное, поэтому создатели фильмов «Служебный роман. Наше Время», «Ирония судьбы. Продолжение» или «Джентельмены, удачи!» решили пойти по накатанной дорожке.
Привлекает внимание сюжетом об изнанке жизни непростой, тоже своего рода чернухой, Валерия Гай Германика с ее «Все умрут, а я останусь». «Если в фильме Валерии Гай Германики на стене висит ружье, то оно курит, пьет, ругается матом и делает аборты». Этакий Балабанов для среднего школьного возраста. Но не стоит путать претензию на талант с признанным талантом мастера. Безвременно ушедший режиссер, один из тех, чьи фильмы открывали эпоху кино русского, но не советского. И открывали весьма успешно. Культовые «Брат» и «Брат 2», к примеру. Сергей Бодров, в одночасье ставший звездой и кумиром молодежи, порой не разделяющей героя реального от киногероя. Он и сам потом подарил зрителю «Сестер» и «Войну».
А еще раньше был Михалков и «Утомленные солнцем» – оскароносный. В противовес сомнительным, но актуальным комедиям перестройки типа «Операция «Кооперация» или «На Дерибасовской хорошая погода...» обожаемая лично мной Светлана Дружинина выпустила «Гардемаринов». А во времена крайнего безденежья и бандитско-ментовских сериалов начала снимать один из лучших наших исторических фильмов – «Тайны дворцовых переворотов», вышедшего на экраны в 2000-е. Все ли так плохо, когда есть «Возвращение» Звягинцева, «Остров» Лунгина, «Русалка» Меликян и многие другие. Не такой уж плохой фундамент для шаткого положения нашего кино. Да, это фильмы, которым больше подходит категория «не для всех». Те, что вряд ли соберут в прокате кассу, конкурирующую с очередным Человеком-пауком, потому что рекламы сока или сотовых операторов в них не будет, Вера Брежнева в бикини не появится, и бывшие КВН-щики свою руку вряд ли приложат. Зато они найдут свою аудиторию в «Закрытом показе» Гордона.
Поставить крест сразу на всем русском коммерческом кино опрометчиво. Когда видишь что-нибудь вроде «Лопухов» или «Первой любви» кажется, что дела совсем плохи. Но есть «Легенда №17», собравшая в прокате почти 30 млн долларов, «Стиляги», вернувшие жанр мюзикла, «Брестская крепость», «О чем говорят мужчины» и другие приключения Квартета И. А еще к нам вернулись мультики – про богатырей, серого волка и князя Владимира. И даже среди милой чепухи, выходящей сразу на ТВ, минуя кинотеатр, найдутся достойные пересматривания. Главное, вовремя разглядеть, распробовать и, может быть, даже попросить добавки в надежде на светлое будущее отечественного кино.
Фото: Фото из архива 63.ru