Мы встречаем их каждый день. Они окружают нас повсюду: в торговых центрах, банках, автозаправках, кинотеатрах и закусочных. Мы готовы отдать им свои деньги в обмен на новые вещи, продукты и услуги. Они – кассиры.
Приятно подходить с покупками к сотруднику магазина, встречающего тебя с улыбкой на лице и словами приветствия. На все вопросы покупателя звучат доброжелательные ответы, сопутствующие товары с прикассового пространства предлагаются уместно и ненавязчиво. Если в процессе работы с покупателей возникает какая-то проблема, помощь и доступное объяснение получаются незамедлительно. Просто не кассир, а чудо.
Но не везде есть место чуду. Билетную кассу в одном из местных торговых центров волшебство обходит стороной. Решили мы с подругой сходить на концерт. Выступать должен был широко известный в узких кругах певец, который в фаворе в основном у молодежи, что безусловного его таланта не умаляет. Поэтому, отправляясь за билетами, мы предполагали, что продавец не сразу может понять, о ком идет речь. Стоя в очереди, мы успели оценить весьма своеобразный стиль общения кассира, женщины лет пятидесяти, с потенциальным покупателем. Молодая девушка вежливо попросила два билета в театр – с указанием конкретных мест, но получить их ей удалось не сразу. Работница точки продаж была непреклонна и настойчиво предлагала совершенно другие билеты со словами «Ну я же лучше вашего знаю!» и выражением лица, в котором явно читалась мысль «Ты кто такая, чтобы мне перечить?».
Такой пыл кассирши не придал нам уверенности и, дождавшись своей очереди, я со всей скромностью поинтересовалась, есть ли билеты на интересующий нас концерт. А в ответ получила многозначное «Чо?». Чтобы избежать недоразумений, мы громко и четко повторили имя исполнителя. «Это вообще кто? Или что?» – спросила она с видом знатока. «Музыкант», – предельно ясно ответили мы. «Нет, мы такой фигней (!) не торгуем!» – гордо заявила она. И, честно говоря, цитата не совсем верна – под «фигней» на самом деле подразумевается более острое словечко. Я опешила, подруга моя потеряла дар речи. Как по команде мы развернулись и ушли, костеря себя за безвольно промямленное «Спасибо». И за певца обидно, и за имидж билетной кассы, которую представляет такой сотрудник. Дело даже не в том, что талант любимого нами артиста поставили под сомнения, хотя вполне можно было обойтись и без этого, но формулировка точки зрения на этот счет, тем более человека так или иначе представляющего сферу культуры...
А билеты мы все-таки приобрели, но только в кассе по соседству. Женщина тех же пятидесяти лет с радостью сообщила, что билеты есть и в достатке, поделилась всей имеющийся у нее о концерте информацией и, когда мы уже собрались уходить, поспешила нас предупредить: «Девочки, после концерта не уходите – там еще дискотека будет!». В общем, реабилитировала в наших глазах работников билетных касс.
Ирина Егорова родилась в Самаре. В подростковом возрасте начала писать стихи и рассказы, увлеклась журналистикой. Работу в будущей профессии начала сразу с солидного издания – школьной стен-газеты. В 2008 году поступила на факультет журналистики СГПУ. Увлекается литературой, музыкой, кулинарией. Считает, что умеет петь, танцевать и рисовать, потому что никто до сих пор не убедил ее в обратном. Самолюбива, самокритична, самоиронична. Помолвлена.
В продуктовом, оплачивая свои покупки, я отсчитывала деньги монетками. Видимо, моя нерасторопность нанесла удар хрупкой восприимчивости кассирши рубенсовского типа, на что она разразилась на торговый зал гневным «Девушка, отойдите отсюда со своей мелочью!!!». И мне стало стыдно. Но не за мелочь и не за свою медлительность. А за то, что на бейджике кассира была внушительных размеров строчка «Старший». В общим, хороший пример для подчиненных.
Устроиться на работу кассиром не так просто, как кажется. Иногда специального образования или опыта в сфере торговли бывает недостаточно, к тому же свой уровень престижа, безусловно, у этой профессии есть. Желающему получить в доверие кассовый аппарат в магазине какой-нибудь крупной сети иной раз приходится преодолеть огонь, воду и медные трубы. И речь идет не только о доскональном изучении алгоритма работы с кассой, терминалом и обязательной документацией. Есть немалый перечень корпоративных стандартов: некий свод правил, советов и указаний, который способен сориентировать кандидата в кассиры во всех тонкостях его деятельности, в частности общения в клиентом. Не думаю, что там есть рекомендация типа «В случае, если покупатель вас бесит, наорите на него, чтобы убирался вон с вверенной вам территории». А еще есть «экзамен» под пристальным взором тайного покупателя. Не думаю, что он оценит «на отлично» заявление «О фигне, которой мы не торгуем».
Конечно, покупатели тоже бывают из разряда «врагу не пожелаешь»: дотошные, сварливые, клянчащие скидки и во всем видящие подвох – «не дай бог меня обсчитают или сдачу не додадут». Так к ним, пожалуй, нужно быть куда внимательнее, дабы не разжиться замечанием в книге отзывов. К тому же, рекомендацией «Уподобляйтесь поведению каждого покупателя» кассиров вряд ли когда-то снабдят. Иначе вместо постоянных клиентов – получите несостоявшиеся покупки.
Фото: Фото из архива 63.ru