Специальные предложения в магазинах часто кажутся привлекательными только на первый взгляд. На деле в них кроется масса не всегда приятных сюрпризов. «Сделайте у нас покупку и получите приз». Только покупка должна быть на баснословную сумму, а призом окажется веревочка от шарика.
Как-то раз шопинг в одном из самарских магазинов закончился для меня сюрпризом. Кроме скидки на приобретенное изделие, я стала счастливой обладательницей купона на бесплатную фотосессию. Условия акции были просто безупречны: съемка в трех разных образах проходит в профессиональной фотостудии, с моделью в течение нескольких часов работают опытные визажисты, парикмахеры и, конечно, фотографы, все это бесплатно, по предварительной записи, так еще и одного друга с собой привести можно. Поблагодарив продавца, я второпях отправила купон в сумочку и поспешила по своим делам.
В дороге я раздумывала, с чего бы это фотостудии делать такие барские подарки. «Вероятно, это новый проект, который нуждается в раскрутке и потенциальных клиентах», – подумалось мне сначала. Но позже вспомнились слова работницы магазина: «Акция действует до конца месяца». Ну, думаю, теперь все понятно: до конца месяца осталась пара дней, к тому же, выходные мои поминутно расписаны в связи с отъездом. Даже обидно стало, и вдруг закралась мыслишка, а не перенести ли запланированную поездку на другой день, чтобы записаться на фотосессию. «В крайнем случае, подарю подруге», – решила я, прежде чем выудить врученный мне пригласительный, чтобы узнать адрес студии.
Через минуту выяснилось, что продавец ошиблась – акция вовсе не заканчивалась. Подвох был в другом. Условие, прописанное крошечными буковками в самом низу купона, объясняло, что после фотосессии ее участнику будет вручено одно обработанное и распечатанное фото. Или довольствуйтесь, или пожалуйте получить остальные в электронном виде за определенную сумму, исчисляемую в тысячах российских рублей.
Акция в некотором роде выгодная – без купона фотосессия с аналогичными условиями выйдет дороже. Так почему бы не называть вещи своими именами? «Бесплатная фотосессия» не равно «фотосессия со скидкой». От полного краха впечатление о «выгодном» предложении спасло то, что продавец не выпалил заученную информацию с порога после дежурного «Приветствуем! Что привело вас к нам? Берите все, и вот купон в подарок!».
Такого рода акции стандартны для большинства магазинов. Как правило, слоган их звучит ярко, броско и многообещающе: купи одно – второе подарок, сделай покупку – выиграй приз, приобрети два товара – получи скидку. Подводные камни всплывают позже, когда «сделка» уже свершилась: купил одно – второе выбирай только из предложенного ассортимента, сделал покупку – приз выиграешь, если твое имя выпадет в лотерее, приобрел два товара – держи скидку, только воспользоваться ею ты сможешь в следующий раз.
Специальные предложения и всяческие подарки за покупку направлены на увеличение прибыли и привлечение новых покупателей, которые потом чувствуют себя чуть ли не обведенными вокруг пальца: обещали золотые горы, наградили дулей с маслом. Хотя даже по собственному небольшому опыту работы в торговле могу отметить: наивных покупателей становится все меньше. Знакомые с классическими приемами проведения акций заранее ищут подвох, и, даже когда все карты раскрыты, не теряют бдительности и на всякий случай задают уточняющие вопросы (вдруг за врученный подарок все же придется заплатить, или у бонусной карты закончится срок годности еще до вручения ее владельцу).
Ситуации с приятными сюрпризами встречаются реже, хотя, может, мне просто не везет в шопинге. Тем не менее, могу вспомнить два случая, когда покупатели, услышав условия акции, в прямом смысле слова округляли глаза от удивления. В одном магазине сувениров в честь очередного праздника каждому клиенту вручали сертификат с суммой равной 70% от совершенной покупки – будь то простая открытка или дорогой чайный сервиз. Во втором случае обувной магазин за приобретение одной зимней пары вручал вторую за символическую цену в один рубль.
У меня вывод напрашивается один: не обольщаться заранее и помнить знаменитую поговорку про то, где можно найти бесплатный сыр. Тогда вышеописанные сюрпризы будут куда приятнее.
P.S.: Дописывая фразу про бесплатный сыр, получила привет в виде SMS-рассылки от известного магазина одежды: «Купи платье и получи второе бесплатно». Специально зайду посмотреть.
Фото: Фото из архива 63.ru