Отношение к магазинам категории second-hand весьма неоднозначное и зачастую негативное, что нередко связано с брезгливостью покупателей к одежде неизвестного происхождения. Но количество «секондов» в Самаре говорит об их востребованности. Тогда кто и зачем тратит время и деньги на покупку одежды с чужого плеча, если поход в такой магазин считается едва ли не постыдным?
Субботнее утро. До открытия магазина еще есть немного времени, но у входа уже собрались человек 15, они с нетерпением ждут, когда двери торгового центра распахнутся. И это вовсе не продавцы, спешащие занять рабочие места. Это покупатели, которые торопятся зайти в «секонд-хэнд» по случаю огромных скидок. Дверь открывают с обратной стороны и толпа сплошным потоком вливается в помещение. Подобную картину припоминаю только по фильму «Шопоголик». Взрослые мужчины, бабушки божьи одуванчики, юноши в узких штанах и шапках с помпонами. Самая разнообразная публика отправляется на штурм «секонд-хэнда», запасаясь для удобства корзинами и тележками, и, не теряя времени, примеряет кое-что прямо в торговом зале. Бабули ищут добротные кофточки, мужчины – одежду а-ля спецовка, модные парни – что-нибудь этакое.
Я в этой обстановке на первый раз только в роли туриста. Пришла на экскурсию, чтобы собственными глазами увидеть, что же такое «секонд-хэнд», с чем его едят и почему так по-разному отзываются. Конечно, принцип работы такого магазина мне был известен: еще в детстве у подруги был отличный лыжный костюм, которого на местном вещевом было не найти, а в фирменных спортивных – не купить, а вот в «секонде» вещь очень кстати нашлась в отличном состоянии и за скромную сумму.
Ирина Егорова родилась в Самаре. В подростковом возрасте начала писать стихи и рассказы, увлеклась журналистикой. Работу в будущей профессии начала сразу с солидного издания – школьной стенгазеты. В 2008 году поступила на факультет журналистики СГПУ. Увлекается литературой, музыкой, кулинарией. Считает, что умеет петь, танцевать и рисовать, потому что никто до сих пор не убедил ее в обратном. Самолюбива, самокритична, самоиронична. Помолвлена.Собственно мысль «а не посетить ли мне second-hand» возникла давно. Понаслышке зная, что там можно найти прямо-таки удивительные вещи, я отправилась на поиски какого-нибудь артефакта. И вскоре подходящий объект был обнаружен на полке с денимом. Длинный плащ из классической джинсовой ткани – ровный светло-синий цвет, желтоватая прострочка, никаких личных деталей, одним словом, находка из мира моды десятилетней давности. И цена была смешна. Обычные джинсы в обычном масс-маркете стоили бы минимум в десять раз дороже. Но почему-то я не решилась, хоть и цена и прочие очевидные преимущества вещи еще минуту назад зазывно соблазняли меня на покупку. В последний момент плащик был отправлен обратно на вешалку до лучших времен.
Уже дома, представив джинсовый артефакт с яркими туфлями, я приняла решение. На следующий день в магазин я отправилась не одна. Компанию мне составила одна ярая противница одежды с чужого плеча.
«Мы не знаем, кто носил эти вещи раньше, как часто он мылся и пользовался ли дезодорантом», – начала она отговоры сразу с козырей. «Дорогая», – возражала я, – «вещи, которые ты покупаешь в магазинах, даже самых первоклассных, до тебя уже кто-то мерил, и мы не знаем его мнения о запахе пота. И вряд ли после этого их моментально обработали в химчистке». «Хорошо, забудем о брезгливости, вспомним об индивидуальности, и все равно – до тебя это уже кто-то носил». «Милая», – отвечала я, – «мы родились младшими детьми в семье, и наше детство и отрочество были неразрывно связаны с донашиванием и вещами на вырост – не помню, чтобы мы особенно комплексовали из-за этого. А сколько раз родителей выручали объявления о продаже б/у-вещей в газетах? А старые-добрые комиссионки?»
«И что ты надеешься тут найти? Вещи из бабушкиного сундука? Последние тренды, как модно сейчас говорить, в секонд-хэнде не окажутся». «Не спорю, вероятность найти вещь с подиума гораздо больше, чем найти новинку. И то, и другое мне не нужно – это просто интересно, даже немного азартно: найти здесь оригинальную вещицу». «Хорошо, тогда последний аргумент», – сказала моя спутница и потрясла перед моим носом майкой с обмахрившимися швами и заметным пятном. Я не ответила, а только подойдя к заветной полке, выудила из горы джинса «свой» плащ, который выглядел так, будто его только сняли с манекена, ткнула пальцем в цену, аккуратные швы, в качестве тяжелой артиллерии – в бирку с названием фирмы.
Призывать кого-то полюбить second-hand, потому что его ассортимент однажды угодил мне или кому-то еще, конечно, бессмысленно. Хотя бы потому, что рядом с прекрасным плащом висела та самая «пятнистая» майка. Раз на раз не приходится, так будет верно сказано. Хочется вернуться к самому началу. Кто ходит в эти магазины? Люди со скромным достатком, запасливые бабули, бедные студенты, для которых «секонды» могут быть возможностью сэкономить, но приобрести неплохую вещь, экспериментаторы, которые не прочь заполучить в гардеробы диковинку или перешить ее под себя. Доводы на тему, зачем иногда можно туда заглянуть, приведены, и вряд ли в них можно углядеть что-то постыдное.
Предудыщие записи автора:
Фото: Фото из архива 63.ru