Вместо Египта и Турции – Португалия и черноморские курорты России. Отдых на родном юге или в люксовых странах станет доступнее для самарских туристов. Об этом на заседании круглого стола проекта «Отдых63.ru» говорили представители туристического бизнеса. По мнению экспертов, в новом году в тренде останется раннее бронирование, но и акции last minute также не сдают позиций.
В дискуссии приняли участие туроператоры TUI, «Спутник-Гермес», «Лабиринт», Vedi Tour Group, «Профцентр», Ambotis, Danko Travel Company, «Самараинтур», Travel System и турагентства «БестSeллер Бизнес Класс», «Солнечный берег», STERNA TRAVEL BOUTIQUЕ, «Акварель», «Реноме-тур», «Меридиан», «Виста», а также компания Rewold Guarantee Group.
Эсперты настроены на успешный сезон 2014 года. Хотя на новогодний период спрос был непривычно низким, в январе ситуация коренным образом изменилась. Некоторая нервозность из-за банковского коллапса еще наблюдается, но участники рынка уверены: активности у самарских туристов в сезон массовых отпусков не убавится.
Подтверждение тому – хороший спрос на акции раннего бронирования: пока одни сомневаются, другие активно используют выгодную возможность.
«В новом сезоне акция «раннее бронирование» стартовала успешнее, чем в прошлом. Конечно, по этому направлению были сомнения в связи с нестабильной финансовой ситуацией в стране, однако уже после начала зимних Игр в Сочи они развеялись, – комментирует директор самарского офиса компании TUI Елена Сигалова. – Все большее количество туристов поняли и оценили тот факт, что эксклюзивные и востребованные на рынке отели, отели класса «престиж» невозможно забронировать в последний момент».
С коллегой согласен руководитель самарского офиса туроператора «Лабиринт» Никита Куликов: «В этом году мы поставили программу на Кос в декабре, и с первых дней начали поступать заявки на нестандарные номера в отелях. Те, кто надеется на last minute, просто не смогут их взять – придется довольствоваться тем, что есть».
Директор магазина горящих путевок «Акварель» Ирина Патенко отмечает, что акции last minute не теряют актуальности. «В России не каждый может позволить себе запланировать свой отпуск заранее. Поэтому процент туристов, которые ездят в пик сезона, останется на прежнем уровне, либо будет больше, чем по раннему бронированию», – предполагает эксперт.
В новом сезоне внимание приковано к внутреннему туризму. Сразу несколько крупных компаний заявили о выходе на черноморское побережье и другие российские направления. Некоторые экперты к такой инициативе отнеслись скептически.
«Компаний, которые хотят делать видеть родину туристически привлекательной, много, – убеждена руководитель Travel System в Самаре Елена Курбатова. – Но сможет ли наша родина предоставить нашим туристам такой сервиз, какой они привыкли получать в Турции, Египте или Чехии?»
По словам директора компании «Профцентр» Елены Мартыненко, уровень комфорта внутренних направлений существенно меняется благодаря событийному туризму. «Достаточно вспомнить изменения в Казани к празднованию 1000-летия и проведению Универсиады, – уточняет турпрофи. – Нельзя не отметить, что на тех же черноморских курортах происходят серьезные изменения в плане инфраструктуры объектов и обслуживания».
Уровень сервиза соседствует с другой проблемой – транспортировкой. Из-за нее бюджет поездки значительно вырастает. Возможно, ориентир крупных компаний на внутренний туризм позволит не только открыть новые предложения для туристов, но и решить вопрос высоких цен.
Новые возможности для самарцев открываются и расширением полетных программ. Ранее недоступные, а потому носящие статус эксклюзивных страны становятся ближе среднестатистическому туристу. Мальдивы, Мексика, Куба и Португалия вскоре могут повторить судьбу Гоа, ОАЭ и Таиланда, перешедших в разряд массовых.
«На многих направлениях русские туристы занимают лидирующие места по посещаемости. Например, третье место в Доминикане после американцев и канадцев», – подтверждает директор туристического агентства «Меридиан» Ольга Левыкина.
Заинтересованность самарцев в нестандартных направлениях отметила руководитель STERNA TRAVEL BOUTIQUЕ Мария Покрасс.
«Мы ориентированы на самостоятельных туристов, которые могут сами забронировать себе отели и авиабилеты через Интернет. С ними интересно работать, мы стараемся предложить то, чего нет на массовом рынке, – рассказывает эксперт. – Например, провести майские праздники всей семьей в Эквадоре или Галапагосских островах, в составе круиза на экспедиционной яхте. Сейчас становятся доступны те места, куда раньше добирались лишь ученые или целеустремленные путешественники».
Самостоятельные туристы все чаще пользуются прямыми онлайн-продажами. Правовую защищенность таким путешественникам предоставляют компании, которые осуществляет юридический заочный сервис для людей, находящихся в любой точке планеты. Одна из них – Rewold Guarantee Group, работающая в Самаре.
В завершении дискуссии турпрофи обсудили необходимые изменения в сфере на законодательном уровне. По мнению Елены Сигаловой, для успешного развития турбизнеса необходимо навести порядок на агентском рынке.
«Проблема, возникшая после отмены лицензирования и жестких требований к профессиональным возможностям турагентств, не может решиться без участия сильной руки государства, – поясняет директор самарского офиса TUI. – На законодательном уровне страхование клиента от невозможности совершения поездки должно стать не дополнительной услугой, а неотъемлимым условием в турпакете. Кроме того, следует увеличить размер обязательного страхового медицинского покрытия».
Турпрофи отмечает, что для агентств очень болезненной является ситуация, когда туроператор вынужден выставлять агентству штрафы при отказе от тура по фактически понесенным расходам, а судебная практика в большинстве случаев присуждает турагентству полный возврат оплаченной суммы туристу. На уровне государства должна быть устранена коллизия, существующая в отраслевом законе и законе «О защите прав потребителя», касающаяся отказа от ранее забронированного тура.
Фото: Фото с сайта Hdwallpapersinn.com, видео Максима ЮРИСОВА, монтаж Романа ХАРРАСОВА и Максима ЮРИСОВА