
Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» — одно из культовых произведений XX века. В преддверии Международного дня театра постановка пройдет на самарской сцене.

Сюжетной основой оперы послужил очерк Николая Лескова времен дореформенной купеческой России. Но текст был существенно переосмыслен композитором и либреттистом. Как отметил постановщик самарского спектакля Георгий Исаакян, формально, с точки зрения сюжета, это абсолютно сериальная вещь: мелодрама с элементами триллера, в центре которой несчастная женщина, оказавшаяся маниакальной убийцей.
Действие абсолютно захватывающее, и напряжение не отпускает ни на минуту до самого финала. При этом спектакль многослоен и позволяет до бесконечности вглядываться вглубь смыслов, заложенных композитором. Здесь много метафорики, театральной игры, цитат, отсылающих к другим музыкальным произведениям из русской классики, много авторской иронии. Опера звучит в исполнении одного из лучших дирижёров России, прекрасной труппы и очень хорошего оркестра.
Но самое главное в «Леди Макбет Мценского уезда» — пристальный авторский взгляд в самую глубину человеческой души. Удивительно, что так глубоко и проникновенно женскую страстную натуру изобразил в опере еще молодой композитор — на тот момент Дмитрию Шостаковичу едва исполнилось 27 лет.
Почти ничего не меняя в поступках Катерины Львовны из очерка Лескова, композитор изменил их мотивы. Главная героиня предстала не только как порождение, но и как жертва домостроевского уклада купеческого быта. Ее протест против бесправия и издевательств, за утверждение собственного человеческого достоинства принял уродливые и жестокие формы среды, в которой она сложилась. Катерина — единственный персонаж оперы, способный чувствовать, знающий сильные душевные порывы, стремящийся вырваться из захолустного быта. И музыкальные краски, и декорации с самого начала создают образ небольшого провинциального городка, где каждый день похож на предыдущий, где ключевой мотив — скука.
Спектакль состоится 21 марта в 18.30 на сцене САТОБ.
Возрастное ограничение: 18+.