Мир компьютерных игр пугающе разнообразен. Там можно быть кем угодно: от волшебника до сотрудника полиции или грабителя. Самарский студент Кирилл Ковтун решил пойти по следам в игровой индустрии недавно прошедшего Дня Победы и выяснить, насколько стрелялки в стиле Великой Отечественной войны соотносятся с реальными событиями. Читайте его авторскую колонку.
— Мне нравятся компьютерные игры. Это хороший способ провести время. Как будто смотришь фильм, но являешься его непосредственным участником. Главное — не уделять этому слишком много времени и играть в меру. Хотя если попадается очень интересный проект, то принцип нарушается. Одним из моих любимых жанров игр является шутер. Простым языком — стрелялка. Такие игры отличаются динамичностью, киношностью и тем, что для успешного их прохождения нужна хорошая реакция. В классе шутеров есть особенное место для игр, посвященных Второй мировой войне. Хотел бы рассказать о некоторых из них.
Первой такой игрой для меня оказалась Call of Duty, которая вышла в 2003 году. Можно поиграть не только за американского, но и за британского и советского солдата. Последним нравилось играть больше всего, ведь это же наша история. Советская кампания начинается с миссии в Сталинграде. Я читал, что создатели игры вдохновлялись фильмом «Враг у ворот», и решил тоже его посмотреть. Да, действительно, что-то прослеживается.
Но, честно, я не понимаю логики миссии в игре: красноармейцы перед высадкой растеряны, на них в рупор кричит политрук. Причем не поддерживает, а угрожает расстрелом тем, кто попытается сбежать. Потом нам в роли красноармейца с одной винтовкой на троих надо просто наступать. Нет какой-то конкретной задачи — стреляйте, ищите патроны, других солдат, которые отдадут вам приказы. Что же все-таки надо делать? Убивайте немцев, а там как-нибудь само что-то получится. Оружие нужно добыть в бою либо забрать у погибшего товарища. Как-то слишком неправдоподобно для большой наступательной операции — людей просто бросают на пулеметы, расстреливая отступающих назад.
Во второй части Call of Duty также была советская сюжетная кампания. Странно, что оружия было уже в достатке, а не как в прошлой части. Куда-то исчезли злые комиссары, командиры идут в бой вместе с тобой. Удивительно, что в обучающей миссии вместо гранат нас учили кидать картошку. «Гранаты стоят дороже, чем ваши жизни» — аргументируют наставники в игре.
Интересная деталь — действие сюжета за советского солдата происходит под свинцовым небом. При штурме Рейхстага на бойцов также кричат политруки, хотя в реальной истории в 1942 году институт комиссаров уже не существовал. И в последней сцене поднятия советского флага над Рейхстагом на небе появляется просвет.
Потом в игровой индустрии долгое время не было крупных проектов про Вторую мировую войну. В 2013 году появилась стратегия Company of Heroes 2. Первая часть игры была посвящена Западному фронту, вторая — это Восточный фронт. Россия, тогда РСФСР, представлена как мрачное место, от которого кровь стынет в жилах. Сюжет игры основан на воспоминаниях персонажа игры, военкора и диссидента Льва Исаковича, находящегося в тюрьме. Что же в этих воспоминаниях? Подвиги, потери близких, тоска по дому, радость от побед? Нет. Снова нам показывают солдат, бегущих умирать на пулеметы, комиссаров, которые угрожают расстрелами, снег и какую-то безысходность.
Первое задание — снова Сталинград, где командир гонит бойцов вперед, сам остается позади. И нельзя отступать, иначе расстреляют свои же. Ощущение, что солдат насильно гнали на войну, у них не было желания освобождать свою Родину от фашистов. У части бойцов нет оружия, однако у немцев оно есть — танки, пулеметы, самолеты. Как же немецкие войска могли проиграть? Военнопленных красноармейцы беспощадно расстреливают. Возможно, это действительно было. Но тогда откуда в СССР взялось почти два с половиной миллиона пленных немцев?
Непонятный момент был в игре, когда красноармейца, который спас своего командира, просто расстреляли на месте. Как и польских партизан, которые помогали Красной армии. Предлогом было предположение командира, что они стали бы сражаться против советских войск после ухода немцев. И тот же штурм Рейхстага — закидывание телами, а не продуманная операция с поставленной задачей. Несмотря на эти огрехи, Советский Союз был представлен как борец с фашизмом. Да, в играх было очень много стереотипов об СССР, но всё равно наша страна была представлена как герой. Воинам-красноармейцам хотелось сочувствовать, узнать поглубже историю периода войны, познакомиться с культурой Советского Союза.
В 2017 году появилась Call of Duty World War 2. Там уже не было сюжетных кампаний за советских солдат. Вместо этого были миссии, связанные с Европой, где играешь за американского солдата. Интересна подбадривающая речь полковника Дэвиса: «Мы — последнее, что отделяет мир от тьмы… И наш триумф навеки запомнит благодарный нам мир во множестве поколений». То есть Красная армия под Сталинградом, Курском, Прохоровкой не отделяла мир от тьмы? Столько жертв и все зря?
Полковник Дэвис мотивирует своих солдат. Он показывает, что горд сражаться вместе с ними. Никаких запугиваний расстрелами, в конце игры мы видим чистое лазурное небо. Спасен целый мир. Вспомните про просвет в игре 2008 года. Как-то неравноценно.
Конечно же я не смог пройти мимо Call of Duty: Vanguard, вышедшей недавно. В игре очень красивая графика, кинематографичный сюжет. Снова Сталинград. Мы играем за девушку Полину, которая служит военной медсестрой, но умеет стрелять лучше всех «этих вояк». Ее не берут в стрелковые войска, хотя во время Великой Отечественной войны женщины сражались и со стрелковым оружием в руках. Людмила Павличенко яркий тому пример. Взять ту же школу снайперов-женщин. В Красной армии сексизм?
К чему я это всё? Мы каждый год в День Победы приносим цветы к памятникам, посвященным советским солдатам. У нас в городах проходят парады, мы чтим память подвигов наших предков в этот страшный период. Но стоит ли благодарить создателей таких игр, покупая их? Или лучше мы будем благодарить наших дедов и прадедов, подаривших нам мирное и чистое небо над головой? Вопрос риторический.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.