Лонгриды Семья проблема «Любят у нас детей в детдом забирать». Многодетной матери «умный» счетчик насчитал огромный долг за свет — теперь она боится лишения родительских прав

«Любят у нас детей в детдом забирать». Многодетной матери «умный» счетчик насчитал огромный долг за свет — теперь она боится лишения родительских прав

«ТНС-Энерго» Нижегородской области требует от жителей за электричество сотни тысяч рублей

Лилия Мокрова ужаснулась, получив счет после установки «умного» счетчика

Огромные счета за электричество получают жители города Кулебаки Нижегородской области после установки у них «умных» счетчиков. Среди пострадавших — многодетная мама с инвалидностью, которую «ТНС-энерго» через суд заставил выплатить более 100 тысяч рублей. Другой семье насчитали 300 тысяч долга и отключили свет. Корреспондент NN.RU Александр Виноградов пообщался с должниками и ужаснулся.

«Запредельные счета»


Лилия Мокрова — мама пятерых детей из Кулебак. Ей 41 год. Она ведет активный образ жизни — путешествует, помогает многодетным семьям справляться с жизненными трудностями. Глядя на очаровательную женщину, сложно догадаться, что у нее вторая группа инвалидности. Последние семь лет после того, как у нее в легких образовался тромб, она живет как на пороховой бочке. Врачи категорически запрещают ей нервничать и прописывают разжижающие кровь лекарства.

Тем не менее понервничать Лилии Мокровой пришлось. В марте 2020 года многодетной маме пришел счет от «ТНС-энерго» более чем на 41 тысячу рублей. Ситуация повторилась и в следующие месяцы. Семья и так живет небогато. Муж работает шофером. Большая часть его зарплаты уходит на алименты — наследие прошлых двух браков. Дети по сути живут на пособие матери. Для семьи платежка оказалась большим ударом.

— Счета запредельные идут весь год — то по 5, а то по 15, 30 тысяч. А один раз вообще было странно — счетчик насчитал минус 10 тысяч. До этого мы платили в среднем по 1300 рублей за месяц, а здесь такое. Стала выяснять, звонить на горячую линию «ТНС-энерго». Там сказали, что надо платить. Спрашиваю, откуда такие суммы? Сказали, возможно, произошел скачок, нужно проверять, — рассказывает многодетная мама.

Семья Мокровых была вынуждена оплатить более 100 тысяч коммунальщикам, опасаясь потерять детей

Но в «ТНС-энерго» Кулебак разбираться не стали, а подали в сентябре на многодетную маму в суд. Долг при этом повесили не только на нее, но и на детей. Одной из них на тот момент было 16 лет. Двум другим — 18 и 22 года. Всего задолженность составила свыше 66 тысяч.

Огромные счета за электроэнергию Лилия Мокрова связывает с работой «умного» счетчика, передающего автоматически показания. Его на их улице установили в конце 2019 года.

— По идее, нужно было провести сразу экспертизу работы счетчика. Через суд мне этого сделать не дали. Исковое требование, чтобы я за свой счет провела экспертизу, не принял Кулебакский суд. И само решение было сделано заочно, мы ничего даже сделать не успели, — жалуется многодетная мама.

«Слушать не стали»


В 2020 году Лилия Мокрова стучалась во все двери. Писала президенту, в Генпрокуратуру.

— Звонили из прокуратуры, спросили, какая у меня в доме бытовая техника. Я сказала, что как у всех. У нас частный дом, две комнаты. Там холодильник, стиралка, телевизор, три лампочки и еще микроволновка. На что я услышала: «О, микроволновка?! А вы знаете, сколько она электричества потребляет?» На что я рассмеялась и сказала: «Вряд ли на 41 тысячу в месяц». Слушать меня не стали, — рассказывает женщина.

Лилия Мокрова даже написала Владимиру Жириновскому. Через некоторое время отозвался координатор местного отделения партии Владимир Дорофеев и обещал помочь. Он рассказал NN.RU, что к нему поступали и другие жалобы на работу местного «ТНС-энерго».

«Умный» пульт от счетчика во дворе стал причиной головной боли многих жителей Кулебак

— У руководства «ТНС-энерго» в Кулебаках позиция такая, что даже когда у людей были морозы, они вырубали свет. И это при том, что обогрев был у многих в доме электрический. Мне рассказывали о жутком случае. К одной пожилой женщине, у которой было установлено электроотопление, пришли сотрудники и срезали все провода. И это в мороз! Я не знаю, каким образом у нее образовался долг. Она готова была всё оплатить, но ее не послушали. Я информацию об этих случаях доводил до главы городского округа Виктора Сергеева. Оказывается, к нему такие обращения по поводу работы «ТНС-энерго» уже были. Я вынужден был пойти к начальнику службы Щебенькову. Тот, откровенно говоря, повел себя по-хамски, слушать не стал. Ни о чём с ним договориться не удалось, — рассказывает Владимир Дорофеев.

Не по суду


За помощью Лилия Мокрова отправилась в Нижний Новгород. Там ее ждали работники конторы со звучным названием «Федеральный центр юридической помощи» (адрес — Минина, 16а), которые обещали бесплатную помощь. В офисе Лилию Мокрову встретили обходительные сотрудники, которые стали уверять, что всё можно исправить, и предложили составить исковое заявление.

— Потом выяснилось, что их исковое заявление вообще ни о чём. Судья, когда посмотрела, спросила, кто вам такую филькину грамоту составлял? А за эту бумажку я заплатила более 12 тысяч, — говорит Лилия Мокрова, оценивая работу «юристов» из Нижнего.

Семья Мокровых не понимает, откуда берутся такие странные цифры за электричество

На Новый год, еще до решения суда, многодетной матери пришло уведомление от «ТНС-энерго». В нём — угроза отключения электричества 11 января за неуплату. Испугалась Лилия Мокрова, получив бумажку, прежде всего за детей.

— Я многодетная мама. За нами всеми строгий пригляд. Отключили свет — всё, не справилась со своими родительскими обязанностями. У нас любят детей в «Пеликан» (детдом под Выксой) отдавать. 9 января я все 66 тысяч оплатила, — рассказывает женщина.

Опасения многодетной мамы не напрасны, рассказала лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС) Ольга Леткова.

— Действительно, очень часто бывает, что предъявляют претензии по воспитанию именно в тех случаях, когда у родителей есть какие-то неоплаченные счета. Даже в некоторых регионах, не буду называть каких, власти издают распоряжения, чтобы у родителей с долгами по коммуналке отбирали детей. Прямо черным по белому глава города или региона такие вещи пишет. Хотя бедность еще не есть опасность для ребенка. Иногда в богатых семьях гораздо больше опасности для детей, — рассказала детский правозащитник.

После оплаты долга Лилия Мокрова уже хотела выдохнуть. Казалось, на этом должно всё закончиться. Но за январь ей пришел новый счет в размере 35 тысяч. Денег выплачивать уже не было, а в «ТНС-энерго» отказались давать рассрочку, и матери пяти детей пришлось занимать, чтобы не отключили свет. Так ей пришлось заплатить более 100 тысяч рублей сверх того, что она платила. Весь последний год она кидала на свой счет по 3 тысячи рублей.

«Качаем биткоины?»


Таких, как Лилия Мокрова, пострадавших от «умного» оборудования «ТНС-энерго», в Кулебаках много. Среди них Елена Одиноких, живущая со своими двумя детьми неподалеку от Мокровых. Весть о задолженности застала ее на берегу Баренцева моря. В декабре она работала там на вахте в Варандее. Женщине пришлось срочно рассчитываться и ехать домой. Незадолго до этого семье вручили «умный» пульт от счетчика.

— Сейчас мне каждый месяц — за январь, за февраль, за март — после того как нам вручили пульт от счетчика, приходят квитанции по 2,5 тысячи киловатт. Как будто у меня пилорама работает или, я не знаю, мы дома биткоины качаем! Сейчас на меня повесили долг почти в 300 тысяч, — возмущается женщина.

У семьи Одиноких сумма долгов за электроэнергию приближается к 300 тысячам рублей 

Ранее она исправно оплачивала всё по средним показателям. Сколько женщина ни обращалась на горячую линию службы, никто до конца 2020 года о долге и не заикался, утверждает Елена Одиноких.

Сейчас женщина вспоминает, что, когда им на улице Декабристов вешали счетчик, никого из семьи при этом не было. Вешали его без всякого уведомления. Елена Одиноких на этом основании запросила документы у службы. Пришла копия акта с непонятной подписью. В ней указано, что на приемке была бабушка Елены Одиноких Надежда Васильевна. Всё бы хорошо, но есть один момент: Надежда Одиноких уже десять лет как умерла.

Согласно документу от «ТНС-энерго», при установке «умного» счетчика у семьи Одиноких присутствовал умерший лет десять назад человек

В апреле дом Одиноких отключили от света. Впереди их ждут судебные разбирательства со службой.


А вот бывшему старшему следователю, юристу Александру Долову, разобраться с «ТНС-энерго» помогло знание закона. Ему тоже стали начислять по «умному» счетчику долги, однако он быстро сориентировался и пригрозил службе судом. Акт приемки он не подписывал, пульт не получал, а значит, и оплачивать по нему он не должен. В «ТНС-энерго» решили не ссориться с бывшим следователем и всё пересчитали.

— Граждане у нас многие юридически неграмотны, оттого попадают в ловушку. С июля 2020 года в России изменились правила установки приборов учета. Теперь службы получили возможность менять их самостоятельно, платить за это потребитель теперь не обязан. При этом нередко, в случае некорректных показаний, они затягивают проведение поверки по заявлению. А до поверки служба считает, как ей выгодно. Выгодно считать по средним показаниям — она будет брать по средним показаниям или по прописке, невыгодно — по прибору. А многие не знают, что и поверку, и замену счетчика могут за свой счет сделать быстро, не дожидаясь, когда набежит огромный счет, — рассказывает Александр Долов.

У многодетной Лилии Мокровой история далека до разрешения. Она ждет очередного суда. Отношения с руководством кулебакского «ТНС-энерго» у нее уже испорчены.

— Мне прямо заявили в службе, что на январский «долг» они не будут давать рассрочку и отключат свет за неуплату, потому что я с ними вздумала судиться. Но я не одна. Среди обращавшихся к их начальнику Щебенькову были как многодетные семьи, так и граждане пожилого возраста. И всем был отказ, — негодует многодетная мама.

Мы позвонили в «ТНС-энерго». Там сообщили, что «умные» счетчики работают правильно и в каждом отдельном случае надо разбираться индивидуально.

— Скорее всего, начисления там все верные. Надо конкретно разбираться, чтобы мы могли дать рекомендации гражданам, как разобраться в данной ситуации. Если есть сторонние подключения и вопросы в работе счетчика, будем организовывать выезды и будем писать официальные письма в «Россети», которые отвечают за установку «умных» счетчиков, — ответили в службе.

Мы следим за развитием событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления