Вечер четверга – обычный для простого человека, но только не для киноклуба «Ракурс», который несёт в массы просвещение и не только в четверг. Один из руководителей такого редкого механизма нашего города Валерий Бондаренко. Каждый раз, перед каждым показом фильма он говорит речь, чтобы зритель проникся, чтобы узнал что-то новое. И каждое выступление уже много лет у него абсолютно разное. Этому человеку всегда есть что сказать, и не только о мире кино. В этом корреспондент 63.ru убедился на собственном опыте.
– Поделитесь ключевыми моментами вашей жизни.
– (смеётся) Ну, как обычный мальчик я ходил в ясли, потом в детский садик, конечно, в школу. Закончил Филологический факультет Куйбышевского Государственного Университета. Три года работал учителем всего, в прямом смысле этого слова, и даже был классным руководителем. Ну, а потом – Институт Культуры. Моя преподавательская деятельность продолжается и по сей день. О, я ещё на телевидении работал.
– А почему сейчас на телевидении не работаете?
– А что там делать? Время интеллектуальных программ прошло. Сейчас только реклама и другие «полезные передачи». Телевидению нужно, что бы его больше смотрели, а смотрят сегодня больше то, над чем не нужно думать.
– А с какими известными людьми вам приходилось видеться?
– Ну, это на пальцах не пересчитать – с очень многими. Но самая известная личность, которую я встречал – это Николай Тимофеевич Рымарь (примечание редактора: доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы СамГУ). Это должно было случиться, наверно, каждый человек, чтобы стать собой, должен в своей жизни встретить пару таких людей.
– А также Михаил Куперберг (примечание редактора: один из руководителей киноклуба «Ракурс»)?
– Вот уже пара (смеётся). Это тоже должно было случится. Мы такая творческая семья.
– На ваш взгляд, что происходит с искусством в мире сейчас? Оно погибает или переходит на какой-то новый этап?
– Оно потихоньку затухает. Был расцвет культуры, когда каждый творил, потому что было трудно достать краски, трудно найти фотоаппарат, и, если появлялся шанс, люди использовали его стараясь. А сейчас, когда всё это есть у каждого, когда эти фотографии называют искусством, это искусство? Люди ищут лёгкие пути, им не нужно больше стараться. Они расслабились и получают удовольствие и думают, что живут в полную силу. Это страшно, когда на провинциальной планете, которая находится с краю галактики, в маленьком городе сидит человек и довольствуется собой.
– Молодежь не подаёт надежды на изменение такого положения вещей?
– Она стала другая. Это нормально, но она уже не видит где шедевр, а где нет. Она разучилась думать и не хочет даже пытаться. Если к нам приедет знаменитый спектакль, что будет?
– Люди не пойдут…?
– Может, и пойдут, потому что модно или это повысит перед другими уровень интеллекта, но они не поймут. Услышат мнение одного критика и будут им пользоваться. Люди – без мнения. Нет индивидуальности. Они уже привыкли, что всё решают за них.
– Большую роль тут играет государство, в котором мы живём?
– Да, конечно. Но людей видимо устраивает место, в котором они живут, их устраивает работа на заводе, не волнует что-то выходящее за грань их повседневной жизни. Они вместо того, чтобы заниматься чем-то, смотрят телевизор, а там реклама, за которой они слепо следуют. Миром правит реклама. Это известно, что Coca-Cola имеет годовой доход во много раз больше, чем весь российский бюджет вместе взятый. Но людям нет дела до мира вокруг них.
– Вы считаете, что сегодняшние выборы – зеркало состояния культуры нашего общества?
– Безусловно, сейчас происходит откровенное безобразие, но, надеюсь, что люди может и привыкли жить, когда ими управляют, но командира могут и получше выбрать. Я ходил на первый тур, пойду и на второй.
– Сфера культуры должна принимать участие в политике или должна находится в стороне?
– Это спорный вопрос. Очень много примеров когда творческий человек брался за политику, и у него всё получалось, но было – когда нет.
– Ваше мнение о том, может ли человек искусства склоняться к той или иной политической стороне, ведь он, может быть, не прав, а масса людей прислушиваются к его мнению и порой принимают ту же позицию.
– Здесь нужно учесть то, что творческий человек очень эмоционален, и склонен менять своё мнение в зависимости от происходящего и принимать довольно радикальные позиции.
– Власть влияет на культурную жизнь города?
– Только не в нашем городе. Что касается «Ракурса» он еле окупается. Я голосовал за Тархова – было много причин, но что касается нашего киноклуба, то ни копейки за все эти годы на него выделено не было.
– Как вообще обстоят дела с «Ракурсом»?
– А что, он живёт. Правда, сейчас не самый лучший период, зритель охотнее идёт на голливудские кассовые фильмы, а в «Ракурсе» нужно думать и понять фильм. Но мы надеемся на лучшее, это всего лишь период, ведь «Ракурс» живой организм.
– То есть город слабо развивается в русле культуры?
– А что, похоже, что он развивается?
– Расскажите о проекте «Бумажная луна» (примечание редактора: новый клуб-ресторан Валерия Бондаренко)
– Механизм запущен, что-то мне нравится, что-то нет. «Бумажной луне» нет ещё и полгода, она ещё очень молода, и ей нужны хорошие учителя, чтобы правильно развиваться. Рано говорить что-то конкретное, сейчас «Бумажная луна» стоит на распутье, какой путь будет выбран – увидим.
– Как вы оцениваете вашу жизнь на сегодняшний момент?
– Я думаю, что нахожусь на своём месте, и считаю, что всё сложилось именно так как надо.
– Как вы видите своё будущее?
– О.. ну, во-первых – моя мастерская, где планируется открыть третий сезон. Занятия необходимы и мне, и ребятам, которые туда приходят. Также готов материал с лекциями, которые я читаю в «мастерской», чтобы их смог послушать любой желающий. Ну, и выпуск четвёртой книги, как я её называю – это опыт экспедиции в книги. Она будет состоять из небольших эссе – моих личных размышлений.
– Кто приходит к вам в мастерскую (примечание редактора: мастерская находится в одном здании с Вальфдорфской школой), и чем вы там занимаетесь?
– Приходит туда любой желающий, а занимаемся мы там всем на свете. Я читаю лекции, мы изучаем первоначальные актёрские навыки, учимся говорить, «нарабатываем» харизму, в общем,всё, что нужно человеку в жизни.
– Передаёте знания?
– Нет, скорее преподаю их.
– А какие последние картины вам понравились больше всего?
– «Эйфория» Ивана Рыпаева, «Живой» Алексея Вилидинского, «Отступники» Мартина Скорсезе, «Королева» Стефана Фриза…
– А «Остров»?
– Конечно «Остров», Пётр Мамонов просто великолепно сыграл, определённо российская кинематография перевешивает зарубежную, что очень редко и приятно.
– Что вы посоветуете нашим посетителям напоследок?
– Нужно не просто жить, а как пятилетний ребёнок познавать её, радоваться каждому лучику солнца, уметь удивляться и радоваться… (уходя) И ещё главное – любить
– А у вас есть любовь?
– Конечно!