9 мая на улицы вышли не только граждане, празднующие День Победы. Инициативные группы воспользовались массовыми скоплениями людей для выражения своей гражданской позиции, их действия силовые структуры посчитали незаконными.
Главными правонарушителями оказались участники планирующегося в день Саммита Марша несогласных. Череда задержаний началась ночью в Железнодорожном районе Самары. Сотрудниками ППСМ были задержаны за расклеивание листовок «Марша несогласных» житель города Солигорск республики Беларусь, который при задержании пытался оказать сопротивление милиции. Аналогичная ситуация уже происходила с иностранцем в Нижнем Новгороде. Кроме этого ему помогала жительница города Оренбург. У активистов было изъято 75 листовок.
Поклонники нашего города были задержаны по факту нарушения установленного порядка организации, проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КОАП РФ). По такому же обвинению в Ленинском районе на площади Куйбышева был задержан один из организаторов Марша Роман Мишуров за распространение листовок общественной организации «Другая Россия». У активиста было изъято 400 листовок «Марша несогласных». Как сообщила корреспонденту 63.ru один из организаторов Марша Анастасия Курт-Аджиева, это задержание было неправомерным: «В десятой статье закона «О митингах, шествиях и демонстрациях» чётко написано, что агитировать общественность разрешено со дня подачи заявления на митинг и демонстрацию, что было сделано ещё на прошлой неделе». Уже стало известно, что суд обязал расклейщика выплатить штраф в размере 1000 рублей. По словам Романа Мишурова, он будет обжаловать это решение, так как считает свои действия законными.
Также правоохранительными органами были отмечены два активиста, которые в 2004 году участвовали в захвате администрации президента, в последствии чего получили условные сроки. Михаил Ганган был задержан на улице Осипенко. В этот же день его отпустили, но вручили повестку в суд. После судебного заседания стало известно, что суд наделил его дополнительными обязательствами: выезд из города – только при предупреждении инспекции, пребывание за пределами дома разрешается с 6 утра до 10 вечера. Поводом для ограничений послужили нарушения обязательств при условном сроке – смена места жительства, чего, по словам самого Михаила Ганга, не было, если не считать пары поездок в Москву. Другого активиста, Илью Гурьева задержали на рабочем месте в Тольятти, и активисту так же сегодня был вынесен приговор. Суд пересмотрел условный срок наказания, заменив его, по словам начальника пресс-службы областного ГУВД Александра Кромина, на полтора года лишения свободы в колонии, сейчас активист находится в изоляторе. Здесь сведения расходятся – по данным организаторов Марша, Илье дали полгода. Причиной пересмотра условного наказания оказалось несоблюдение дисциплины: Илья Гурьев не отмечался в милиции.
Кроме того, сотрудниками милиции были задержаны двое жителей посёлка Волжский. Поводом для задержания послужило расклеивание листовок националистического содержания в Красноглинском районе. У них было изъято 10 листовок, после чего они были задержаны по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ). В настоящий момент материал передан в прокуратуру Красноглинского района, где принято решение о возбуждении уголовного дела по статье «разжигание национальной, расовой или религиозной вражды» (ст. 282 УК РФ). В течение дня в ОВД также были доставлены еще двое участников расклейки данных листовок.
Кроме организаторов Марша несогласных, гражданскую позицию решили проявить тольяттинские жители, в итоге – попали под общую раздачу. В парке Победы журналисты Алексей Напылов, Татьяна Гузаева и её муж Олег Щевелёв распространяли листовки, в которых рассказывалось о фактах несправедливого правосудия в отношении офицеров, служивших в Чечне («дело Аракчеева-Худякова»). Причём муж Татьяны вообще не участвовал в акции. Сотрудники милиции задержали недовольных граждан по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ). Впоследствии было принято решение о возбуждении в отношении них уголовного дела по факту «разжигания национальной, расовой или религиозной вражды». (ст. 282 УК РФ). В настоящий момент вынесено решение: все трое завтра в 14:00 будут отпущены под подписку о невыезде. Как отмечали сотрудники прокуратуры в неформальной беседе с Татьяной, Алексеем и Олегом, вся эта ситуация связана с готовящимся Саммитом Россия-ЕС. Если бы акция тольяттинских журналистов проводилась по окончании международного мероприятия, то правоохранители не обратили бы на них внимания.
Меж тем, как сообщила корреспонденту 63.ru Анастасия Курт-Аджиева: «В Тольятти у нас вообще нет людей, тем более листовок, и под такими именами активистов я не знаю». Далее, как отметила Анастасия, «все эти задержания считаю незаконными, такого быть не должно. Вместо того, чтобы ловить преступников, 20 человек ходит за каждым из нас. Это ущемляет и подавляет активных граждан. Мы хотим сотрудничать с милицией, а не воевать с ней, – отмечает активистка. – Например, сегодня мы направили письмо начальнику ГУВД Самарской области, с просьбой назначения ответственного за соблюдение порядка на проведении Марша. Наша группа охраны и порядка собирается вместе с милицией осуществлять наблюдение за митингом и демонстрацией».
По словам руководителя пресс-службы ГУВД Самарской области Александра Кромина, расклейка на 9 мая националистических листовок – нонсенс: «Мне, кроме задержанных в Красноглинском районе, было удивительно узнать, что житель другой страны принимает активное участие в самарском Марше несогласных, тут можно делать выводы, для кого вообще он проводится и кем». На вопрос о законности задержания активистов начальник пресс-службы ответил: «Мы пресекаем действия граждан, которые совершают правонарушения, всё законно и аргументировано статьёй 91 УПК. После задержания граждане попадают под ведение прокуратуры – если это уголовное дело, или в мировой суд – по административным правонарушениям».
Свою точку зрения выразила и координатор общественной организации «В защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина: «Это нарушение Конституции, и именно статьи третьей, где сказано, что люди имеют право собираться без оружия. Также сотрудники правоохранительных органов ссылаются на закон о милиции, где написано, что действия органов могут последовать только после наличия основания и фактов, которых не было. Это трусливые действия власти перед саммитом. Для того, чтобы показать, что у нас всё хорошо и никакой активности нет, – отмечает Людмила Гавриловна. – Хотя у Европы приоритет отдаётся правам человека, праву аппозиции и преимущественно критическому отношению к власти. Отдел по борьбе с организованной преступностью бегает за активистами, а не за преступниками. Расшифруйте нам, что такое организованное преступление? Это жульничество и нарушения основного закона страны, не говоря уже о международных нормах».
Стоит добавить, что сейчас, в отсутствие Людмилы Кузьминой, в ее офисе проводится обыск.