Прошедший в выходные благотворительный марафон «Мы желаем счастья вам» собрал серьезную для таких мероприятий сумму — 6 млн руб. Однако сама акция, по подсчетам специалистов, работающих в сфере организации городских праздников, обошлась Газбанку (спонсору марафона) в сумму, десятикратно превышающую итоговый «кассовый сбор». Логика выглядит, мягко говоря, непонятной. Какие же цели преследует подобная благотворительность?
В 10:00 1 июня 2008 года в Самаре в День защиты детей на набережной у «Ладьи» открылся праздник Первого благотворительного марафона «Мы желаем счастья вам!». Организатором мероприятия выступил Газбанк. Главной целью был сбор средств для детей, больных онкологическими заболеваниями.
Все гости марафона приняли участие в благотворительной ярмарке «Подари улыбку». На ярмарке можно было приобрести замечательные поделки – изделия из дерева и теста, макраме, украшения, вязанные и текстильные сувениры, мягкие игрушки, сделанные с большой любовью школьниками со всей Самарской области. Были представлены фотографии с конкурса «Моя любимая школа», которые тоже можно было купить. Ярмарка, по словам организаторов, принесла в благотворительный фонд более 400 тысяч рублей.
В полдень состоялся Парад первоклашек. Парад принимал ведущий теле-шоу «Кто умнее пятиклассника», гость из Москвы – Александр Пушной. Позже прошла семейная спартакиада «Веселая Чехарда». Команды, состоящие из нескольких десятков семей, соревновались в ловкости, выносливости и силе на спортивных аттракционах и снарядах.
В 16:00 с благотворительным концертом выступила известная самарская группа «Cheese people».
На соседних площадках самарские скейтеры, роллеры и виртуозы велосипеда показывали трюки, а самарские рэперы и брейкеры состязались в своем искусстве. Комментировал оба выступления Александр Пушной, который покорил публику репризами. Все это время в толпе бродили, развлекая народ, ростовые куклы персонажей диснеевских мультфильмов, телепузиков и смешариков.
В 18:30 начался гала-концерт. Вела его московская телезвезда Тина Канделаки. Выступали многочисленные детские коллективы. Под конец вечера спела Кристина Орбакайте, вызвавшая неподдельное исступление у многочисленных зрителей.
Финальным аккордом всего мероприятия в уже наступившей темноте были продолжительные и красочные салюты, которые подготовили пиротехники из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары.
Итогом мероприятия стали благотворительные сборы в 6 миллионов рублей, пожертвованные организациями и частными лицами.
Несомненно, праздник удался: для детей денег собрали, на сцене побывали и звезды и местная самодеятельность, народ отлично провел выходной день – с бесплатным концертом и салютом. В общем, все как полагается.
Однако один вопрос повис в воздухе: а сколько же стоило все это великолепие? С этой целью я и позвонил организаторам. Как мне показалось, им должно было быть приятно похвалиться своей щедростью. Так я рассуждал, когда набирал телефонный номер пиар-службы самарского Газбанка.
Однако от моего вопроса представители данной службы пришли в неподдельное замешательство. Затем стали весьма сбивчиво и эмоционально говорить о своих благородных чувствах и циничности моих подсчетов. Потом попросту заявили, что «даже приблизительную цифру дать не могут». Как пояснили, деньги собранные в фонд, полностью пойдут детям. А расходы на рекламную кампанию и организацию праздника проходили исключительно за счет Газбанка, в качестве жеста доброй воли.
Как вы уже поняли, четкого ответа на свой вопрос я так и не получил. Но интерес к тому, сколько же стоила выделка благотворительной овчинки размером в 6 миллионов, по-прежнему оставался.
На мой взгляд, честность должна стоять в благотворительности едва ли не на первом месте. Доверие помогает привлечь внимание людей, желающих помочь нуждающимся. В последнее время многие организации делают упор на информационную составляющую: функцию контроля за благотворительностью осуществляет сама общественность. Но подобная откровенность для благотворителей зачастую не является приоритетом.
Я уверен, что все до копейки средства, собранные во время проведения акции, действительно пойдут больным детям. Но пафосность, с какой эти деньги собирались, наводит на вполне определенные размышления: марафон проводился в первую очередь для еще большей раскрутки брэнда самарского банка.
С этой целью и был проведен телефонный опрос среди самарских организаторов, имеющих опыт устроения городских празднеств. Все пятеро респондентов, несмотря на привычную им публичность, увы, пожелали остаться неназванными. По оценкам двух из них, праздник и рекламная кампания обошлись Газбанку в сумму около 100 миллионов, по оценке одного – от 60 миллионов, еще двое назвали приблизительную сумму от 40 до 80 миллионов рублей.
Таким образом, хотя мнения и довольно существенно разнятся, предполагаемые затраты на порядок больше собранных пожертвований. А то, что работники Газбанка отмалчиваются на эту тему, наводит на любопытные размышления. Стоила ли овчинка выделки? И не лучше ли было провести праздник более скромно, без привлечения московских звезд и лишних наворотов, а сэкономленные средства направить на помощь детям? Или в наше прагматичное время пиар организатора благотворительного мероприятия важнее конечной цели самого мероприятия?
Адольф Пушкин