Архитектура города – это его лицо. Сейчас остро стоит вопрос о сохранении уцелевших зданий-памятников на территории исторического центра Самары. Беспорядочная застройка центра многоэтажными домами делает город просто неудобным для проживания. Как сохранить здания-памятники историко-культурного наследия Самары? Ответил на этот и другие злободневные вопросы Ваган Гайкович Каркарьян.
Справка
Каркарьян Ваган Гайкович, родился 22 августа 1934 года в Баку. С 1984 года – Заслуженный архитектор России. С 1994 года член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, с 1996 года – профессор. С 1996 года – профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Является членом комиссии по охране памятников архитектуры Российской Академии архитектуры и строительных наук. Дипломант Всероссийского фестиваля «Зодчество» за постройки, статьи, книги и за серию графических листов (свыше 300).
Автор книг: «По улицам старой Самары» (совместно с В. Неверовой), «Старая Самара: история, дома, и люди», «Деревянное Зодчество Самары», серии открыток «Графическая летопись Самары», «Самара-Куйбышев-Самара или три портрета одного города».
Награжден орденом «Знак почета», золотой Пушкинской медалью, Дипломом Самарской Областной Организации «Союз Журналистов» – «Звезда Самарской губернии» (2003 год).
Проекты и постройки: генеральный план развития города Куйбышева (совместно с Н. В. Подовинниковым, Н. И. Розановым). 2-ая очередь набережной реки Волги (совместно с А. В. Годзевичем). Гостиница «Волга» (совместно с А. В. Годзевичем). Дом Советов (здание администрации области, совместно с А. Г. Моргуном, В. Б. Черняком). Здание проектных организаций (Самарская площадь, совместно с А. Г. Моргуном, Н. А. Дегтяревым). Фонтан 30-летия Победы (совместно с В. А. Борисовым, художником Р. Н. Барановым). Дом актера (совместно с Н. А. Красько). Дворец Бракосочетания (совместно с А. Н. Герасимовым). Застройка улицы Молодогвардейской (совместно с В. А. Голосовым, В. Н. Блохиным). Здание управления метрополитеном (совместно с А. Н. Герасимовым). Жилой дом по улице Вилоновской, 1. Фасад и зал заседаний Самарской Губернской Думы (реконструкция). Аэровокзал аэропорта «Курумоч» (реконструкция, совместно с Г. А. Васильевым, К. В. Каркарьяном). 11 микрорайон северо-восточного района. Новая серия жилых крупнопанельных домов (совместно с В. А. Борисовым). Гостиница по ул. ЛенинградскойЧапаевской (реконструкция). Проект нового общегородского центра в районе Центрального парка (совместно с А. Т. Кимом, Ю. И. Мусатовым, Л. Зайцевой). Застройка улицы Ленинской. Памятник погибшим воинам на городском кладбище (совместно с Р. А. Аракеляном, Ю. И. Мусатовым, Ю. В. Храмовым). Армянская часовня (совместно с А. Мнацаканяном). Автор более 50-ти нереализованных проектов. Участник и лауреат местных и всесоюзных архитектурных конкурсов. Проект центральной части г. Куйбышева (совместно с М. А. Труфановым, И. М. Зобиной). Проект реконструкции Дома промышленности (совместно с М. А. Труфановым, И. М. Зобиной, В. М. Устиновым). Проект Монумента Славы (совместно с М. А. Труфановым, Ю. В. Храмовым, художником Г. Г. Кикиным. Проект жилого дома на ул. М. Горького. Проект железнодорожного вокзала г. Самары (совместно с К. В. Каркарьяном, А. А. Маврычевым, И. А. Лаптевой). Проект памятника погибшим воинам (совместно с Р. А. Аракеляном, Ю. И. Мусатовым, Ю. В. Храмовым). Проект гостиницы (угол Ленинградской Чапаевской, реконструкция). Проект общегородского центра г. Куйбышева (совместно с А. Т. Кимом, Н. А. Краснеевым, Л. А. Зайцевой).
Ваган Гайкович, какое будущее у зданий-памятников в Самаре? И что предпринимают городские власти для сохранения памятников историко-культурного наследия?
- Буквально недавно в городской думе состоялся разговор на эту тему, но это, к сожалению, только разговоры. Такой вопрос мне задают постоянно, и раньше я отвечал на него следующим образом: «А Васька слушает, да есть». Сейчас Васька и не слушает, и не ест. Ситуация не улучшается, а ухудшается.
Сегодня сносу подвергаются не только памятники XIX – начала XX века, но и памятники советского периода, особенно памятники эпохи конструктивизма, памятники послевоенного периода, наши набережные и скверы. Сейчас каждый сквер – это место для какого-то сооружения. И во главе всего этого процесса стоит министерство строительства Самарской области. Я не говорю за все министерство. Вот и судите сами, как к этой проблеме относится власть.
Поэтому сегодня речь идет не столько об охране таких зданий, сколько о маниакальной застройке, которая наносит огромный ущерб городу. А проблема сохранения памятников существовала всегда, еще во времена Римской империи. Город становится неудобным для жизни. А поскольку основное строительство ведется на территории исторической части города, то как раз там происходит усиление таких процессов. Прежде всего, это строительство многоэтажных домов в старой части города. Если 5 лет назад стоили 9-10-этажные здания, то сейчас стоят 30 этажей. Это губительно для исторического центра.
Какая она – старая и новая Самара? Расскажите об архитектурных стилях, ужившихся друг с другом в старой части города?
- Самара имеет статус исторического города. Купеческая Самара застаивалась совершенно иным образом, чем сейчас. Город имел свою четкую планировочную структуру: четкие улицы, взаимно перпендикулярные направления вдоль и поперек Волги. В застройке нашли свое отражения все этапы развития русской архитектуры, начиная от провинциального классицизма и заканчивая сталинским, или лучше сказать, советским ампиром и сегодняшней непонятной архитектурой. Архитектура сегодня – это какой-то рекламный ход. Например, сейчас модно раскрашивать здания в фирменные цвета. Для города в этом никакой эстетической ценности нет.
Сохранились примеры русского стиля, это драматический театр, есть примеры эклектики, народного творчества. Та деревенская культура, которая пришла в город, привела с собой деревянное зодчество. Есть много примеров модерна. Самара была одним из первых городов, наряду с Санкт-Петербургом и Москвой, которая откликнулась на модерн.
После модерна настало время конструктивизма, вся территория вокруг площади Куйбышева выполнена именно в этом стиле. Но большинство зданий подвергались беспощадным реконструкциям, которые в корне изменили внешний облик. Это Дом промышленности, Дом сельского хозяйства, здание фабрики-химчистки, которое сейчас многими просто не воспринимается как памятник архитектуры.
После перестройки началась вторжение в историческую часть города, так как эти территории считались престижными. У нас было много всякого жилья, но не было элитного. Стали очень быстро строиться дома на основе коммерческой прибыли, поэтому начался процесс массового сноса старых построек и возведения многоэтажных зданий, которых не должно быть в старой части города. В последнем проекте на сегодня было утверждено 33 этажа. По правилам застройки и землепользования это категорически запрещено. Это просто преступление. В исторической части города максимум должно быть 6 этажей. Архитектура - это не просто фасад, это гармоничная организация пространства.
Каков выход из этой ситуации?
- Выход один – власть должна сказать свои слова, но она молчит. Следует привлечь к проблеме сохранения исторического центра и общественность. Предполагается создать общественный совет. В думе этот вопрос уже поднимался, но опять как-то невнятно. Главное, чтобы в этом совете были люди, действительно заинтересованные. При Титове уже был такой совет, но там были абсолютно другие люди. Это во-первых.
Ну, а во-вторых, нам нужен новый центр города. Если сейчас у любого самарца спросить: где центр, то ответов будет несколько: для кого-то это Самарская площадь, для кого-то это улица Молодогвардейская. Но все эти улицы территориально находятся не в центре. Не следует застраивать исторический центр города, его наоборот следует разгрузить, сохранив при этом все его функции. Перенести центр тяжести, например, в районы Загородного парка, Ипподрома.
Какие здания находятся сейчас в аварийном состоянии?
- Здание по адресу Самарская, 207. Здание, построенное архитектором Щербачевым. Власти не знают, что с ним делать. Оно как заноза. Но если это здание не нужно городу, тогда отдайте его в частные руки, чтобы его отремонтировали и не позволили этому зданию просто исчезнуть. Еще здание технического лицея на улице Самарской – тоже в аварийном состоянии. Это хороший пример самарского модерна. И таких примеров множество. Недавно узнал об абсолютно возмутительном решении: дома в районе Волжского проспекта до Полевой объявили ветхими домами, а раз ветхие – значит, их можно сносить. Эту часть Волжского проспекта хотят отдать в распоряжение московским инвесторам, которые построят там 30-этажные дома.
Какое будущее у Самары в архитектурном плане?
- Самара – город динамичный и богатый. Потенциально город несет в себе очень здоровый код, так как он расположен на берегу великой реки. Это так или иначе влияет на характер города, застройку – на многое. Я вижу большое будущее у Самары. Только надо сделать так, чтобы не испортить эту огромную территорию с таким прекрасным рельефом да еще и с видом на Волгу!
Главное – город не должен развиваться по принципу частных интересов. Сейчас он развивается именно так. Это неправильно. Для этого нужно очень жесткое начало в городе в лице власти. Должна быть ясная, трезвая политика, действующая, прежде всего, в интересах всего населения. Нужно сделать город удобным для жизни и не терять памятники. Не нужно вырывать страницы истории: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
В исторической части города следует чрезвычайно осторожно проектировать и строить, этот процесс следует сравнивать с операцией на сердце. А у нас вместо этого все рубят топором, как палачи. Город, конечно, должен развиваться и обновляться, а не превращаться в музей, мумию. Но как строить, что строить? Вот этот вопрос надо сегодня задавать. Нужно осваивать подземное пространство.
Ваган Гайкович, какое ваше любимое место в Самаре?
- Берег Волги и старая часть города. Мне нравится сама атмосфера. Город очень спокойный. В старой части Самары заложена душа города. Я нарисовал всю старую Самару, у меня около 400 рисунков, почти каждый дом я зарисовал. Все это я издал, получилось 10 комплектов открыток. Тяжелее всего я рисовал новые постройки, возможно, этим все сказано. В них нет души...