Проект строительства крематория в Самаре будет завершен уже летом. Несмотря на то, что после его утверждения строиться крематорий будет еще в течение не менее трех лет, уже сейчас четко обозначились противники «огненного погребения» и сторонники. Впрочем, среди тех, кого 63.ru привлек к обсуждению этой темы, больше оказалось последних.
Параллельно со строительством крематория планируется создание нового кладбища, которое будет находиться в Кинельском районе. По информации депутата Самарской городской думы, руководителя МП «Спецкомбинат ритульных услуг» Александра Шатохина, кладбище Рубежное расширяться не будет.
Идея создания крематория на территории города Куйбышева возникла в 1980 годах в рамках правительственной программы по строительству кремационных комплексов в 11 городах СССР. Тогда крематорий был построен только в Екатеринбурге.
В 1990-х в Самаре вновь заинтересовываются созданием крематория. По федеральной программе было закуплено оборудование и отведено место в районе кладбища Рубежное. В проектирование и начало строительства здания были вложены как городские, так и областные средства. Однако в 2002 году финансирование было прекращено и строительство было заморожено.
На участке в районе Рубежного сохранился остов будущего крематория: бетонный каркас с несколькими перекрытиями и начало кирпичной кладки. После утверждения проекта строительство начнется на базе уже имеющихся частей здания, которые будут предварительно обследованы.
Новый объект будет строиться на месте крематория, строительство которого началось несколько лет назад в Рубежном, но так и не было закончено. Проект прежней администрации был заморожен в 2002 году. В настоящее время городские власти лоббируют идею о создании крематория. Наиболее веский аргумент, который используют защитники проекта – факт дефицита земельных участков вблизи Самары. Большое количество умирающих жителей не вмещает земля около мегаполиса. По предварительным данным, объем средств, которые будут вложены в строительство самарского крематория составляют порядка 300 миллионов рублей.
По словам Александр Шатохина, крематорий будет оснащен современными печами и колумбарием. «Проект сделали своими силами, трижды проводили переговоры с Германией. Немецкие специалисты подготовили свои заключения: проект соответствует современным нормам», – говорит господин Шатохин. Коллеги Александра Шатохина по законодательному собранию единодушны в мнении: крематорию быть. «Я – за проект строительства крематория. Считаю, что это – цивилизованный способ решения давно назревшей проблемы», – говорит депутат Самарской городской думы Татьяна Братчикова. «Такой объект городу необходим, поэтому я поддерживаю его строительство», – вторит ей депутат гордумы Сергей Богданов.
Впрочем, уверенность в целесообразности «огненного погребения» вполне могут не разделить жители близлежащих к Рубежному территорий. Опыт других российских городов свидетельствует о том, что в процессе эксплуатации крематории способны неприятно удивить горожан. Например, в Челябинске горожане массово начали подавать жалобы в городскую администрации на то, что недавно построенный в этом городе крематорий распространяет дым и запахи сгоревшей плоти в радиусе нескольких километров.
«Существуют разные типы крематория. Я не знаю, какой именно тип будет строиться в Самаре. Если будет использоваться современная технология, то количество вредных выбросов будет минимально. Конечно, вообще без вредных выбросов не обойтись: к сожалению, человеческая деятельность сопровождается ущербом для окружающей среды. В общем же существование крематория наносит меньший вред экологической обстановке, чем, например, мусоросжигающие заводы», – говорит сопредседатель Межрегионального социально-экологического союза Сергей Симак.
«Традиции русской православной церкви полностью исключают кремацию как вид погребения. Согласно этим традициям человек должен быть захоронен в земле. Всякие ссылки на то, что земля дорогая, и ее не хватает, в этом контексте являются циничными», – говорит руководитель службы по связям с общественностью Самарской епархии Георгий Изъятский.