Электронная система оплаты проезда в общественном транспорте начнет действовать уже с 1 июля. На первый взгляд, все очень просто и удобно. Однако при внимательном изучении вопроса всплывает масса не совсем приятных деталей. Одна из них – полная отмена сезонок. Школьникам и студентам теперь придется платить больше?
С 1 июля 2008 года в Самаре стартует проект «Электронный проездной», в рамках которого в муниципальном пассажирском транспорте начинает действовать безналичная оплата и учет поездок по электронным пластиковым картам. К концу 2008 года в департаменте транспорта планируют полностью перейти на новую систему.
Будет реализован механизм выдачи и учета электронных проездных льготным категориям граждан. Кроме этого, данная система позволяет автоматизировать функцию расчетов с автотранспортными предприятиями путем списания денежных средств с электронного проездного для последующего зачисления их на счет транспортного предприятия, на маршруте которого было произведено обслуживание пассажира. Оплата проезда с помощью «Транспортной Карты» будет возможна не только в муниципальном, но и в коммерческом транспорте.
Основной целью создания автоматизированной системы оплаты проезда является повышение качества обслуживания пассажиров и достижение прозрачности финансовых потоков и, как следствие, увеличение сбора доходов.
«Одна из конечных целей – увеличить собираемость оплаты проезда. С внедрением новой системы исчезнет возможность подделки «сезонок». Выручка увеличится минимум на 15-20%. Ежедневно общественным транспортом пользуется порядка 700 тысяч пассажиров. Это то число, которое свой проезд оплачивает и, соответственно, фиксируется нашими службами. На самом деле количество пассажиров гораздо большее – порядка 1 млн человек. Таким образом, примерно 30% поездок не учтены и не оплачиваются. Новые карты «покажут» нам весь этот миллион. Такая система снизит количество «зайцев» в общественном транспорте и уменьшит возможности махинаций», – отмечает Валерий Графский, руководитель департамента транспорта, заместитель главы городского округа Самара.
800 единиц передвижного состава муниципального транспорта и 150 единиц коммерческого транспорта средней и большой вместимости ежедневно выходят на линии. Все они будут оборудованы новой системой. На данный момент закуплена вся необходимая техника, проходит обучение персонала.
«Это даст возможность департаменту транспорта отслеживать изменение объемов пассажиропотока, добавлять и уменьшать количество транспортных средств по различным маршрутам по мере надобности. Каждый маршрут имеет свою специфику. На одном ездит порядка 60% льготников, на другом – порядка 20%.
Получается, что один перевозчик получает больше денег, хотя он провозит меньшее количество людей и на меньшее расстояние, а другой, наоборот, уходит в убытки. Оптовые цены на бензин с декабря 2007 года выросли на 81%. «Розница» реагирует позже. Солярка на АЗС в ноябре 2007 года стоила 17 руб. Сейчас – 25 руб. По словам специалистов, до конца текущего года эта стоимость вырастет до 30 руб.», – Валерий Графский подчеркивает, что именно эти неутешительные прогнозы заставили администрацию идти на какие-то конкретные меры по изменению доходности транспортной отрасли.
Теперь для поездки в транспорте необходимо будет приобрести специальную пластиковую карточку (стоимость – 100 руб.). В платежных пунктах, которые, по заверению руководителей департамента транспорта, будут находится во всех привычных для самарцев местах (киоски «Табак», кассы ТТУ и т.д.), можно будет внести деньги на счет этой карточки. Каждая поездка в любом виде транспорта (автобус, метро, трамвай, троллейбус) – 10 руб. (это, соответственно, и минимальный платеж). В транспорте к пассажирам будет подходить кондуктор со специальным считывающим устройством и перечислять с карточки плату за проезд.
Есть, конечно, масса своих тонкостей. При перечислении денег будет включатся автоматический временной блокиратор – для того, что бы кондуктор не мог взять повторную плату за одну поездку. Сразу же возникают свои недостатки: одной карточкой для проезда не смогут воспользоваться несколько человек.
Постепенно произойдет уход от сезонок: обычных, школьных и студенческих. Льготы, правда, останутся. Школьники будут платить за каждый проезд 50% от действующего тарифа (то есть по 5 руб.), студенты – 75% (7,5 руб.). На таких электронных проездных будет размещена фотография владельца. Будут и социальные карточки – для неограниченного бесплатного проезда определенных социальных групп (традиционно к ним причисляются инвалиды, ветераны и прочие «льготники»). Социальные карты будут выдаваться бесплатно.
Невольно закрадываются сомнения. Сейчас студенты и школьники покупают соответствующие их статусу сезонки и ездят по ним в течении всего месяца. С внедрением электронной системы им придется оплачивать каждую поездку отдельно. Получается, что увеличение доходов с общественного транспорта произойдет исключительно за счет детей и молодежи?
«Да, для них мы делаем каждую поездку платной. Кто-то ездит больше, кто-то меньше. В среднем, однако, останется та же самая сумма. Я скажу так: школьными сезонками пользуется не более 20% школьников (в летний период – не более 8%). На самом деле получается, что как минимум 80% школьников оплачивают всегда полную стоимость проезда, не покупая льготную сезонку. Теперь появится возможность абсолютно для всех 100% школьников пользоваться льготными условиями (50% от действующего тарифа). В целом произойдет уменьшение оплаты проезда. То же самое касается и студентов. Студенческими сезонками сейчас пользуются только 26% студентов», – объясняет спорное решение департамента Валерий Графский.
Эта же система будет внедрена и на коммерческие транспортные средства, которые работают по договору с муниципалитетом на тех же условиях, что и муниципальный транспорт.
Терминалы по считыванию информации с электронных проездных потребовали инвестиций. Они были осуществлены исключительно транспортными предприятиями, а не городским бюджетом. Это, по заявлению, Валерия Графского, уменьшит себестоимость проезда. На данный момент по расчетному тарифу проезд одного пассажира равняется 17 руб. Из них 7 руб. транспортному предприятию платит город, 10 руб. – сам пассажир. Увеличится собираемость – уменьшится себестоимость.
Валерий Графский объяснил, почему проезд для всех жителей города не может быть абсолютно бесплатным, как это было еще в советские времена: «Конечно, можно сделать проезд везде абсолютно бесплатным. Только вот затраты на обслуживание транспортной отрасли – порядка 4 млрд руб. Возможностей выделять такие суммы у городского бюджета нет».
Отдельно стоял вопрос о возможности изготовления фальшивых электронных проездных. Прокомментировать эту ситуацию портал Samara24.ru попросил Константина Макарова, директора ООО «Самарская карта».
«Махинаций с электронными проездными в других городах, где уже в полную силу работает данная система, пока не зафиксировано. Дело в том, что «Золотая корона» – это самая крупная отечественная карточная платежная система. Просто она в нашем регионе пока не распространена, а на Урале, допустим, эта система – абсолютный монополист. Технология работы с банковскими карточками у них отлажена, система безопасности выстроена на должном уровне. Для того, чтобы подделать или продублировать транспортную карточку, потребуется гораздо больше средств, чем она того стоит. То есть, это изначально нецелесообразно».