Самарские коммунисты продолжают добиваться признания того, что в предвыборной гонке в Сызрани имели место серьезные нарушения. А с выборами в тольяттинскую думу, которые пройдут в марте по смешанной системе, партийцы связывают надежды на места в городском парламенте. Первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин рассказал корреспонденту 63.ru о прошедших и предстоящих выборах. А также о том, каким образом самарские коммунисты достали пулемет «Максим».
– Какие законодательные инициативы вы как депутат планируете выдвинуть в ближайшем будущем?
– Сейчас формируются планы работы фракции КПРФ в первом полугодии 2009 года. Я буду настаивать на разработке законопроекта об отзыве депутатов. Поскольку сейчас механизма отзыва народных избранников не существует: депутат может четыре года бездействовать, а у избирателей так и не получится организовать процедуру прекращения его полномочий. Летом мы проделали большую работу, связались почти с сотней общественных организаций Самары и узнали мнение людей по данному вопросу. Более 90% из числа опрошенных организаций согласились с необходимостью принятия такого закона и планируют свое участие в детальном обсуждении законопроекта.
Также мы надеемся внести поправку в законодательство о выборах. Если она будет принята, совместная работа родственников в избирательных комиссиях будет невозможна. Закон четко говорит, что родственники кандидата не могут быть членами избирательной комиссии, но что касается самих членов ИК, то состоять между собой в родстве им не запрещается. Считаем, что это недопустимо. Например, на предыдущих выборах в Самаре мы столкнулись с ситуацией, когда из десяти членов избирательной комиссии ровно половина состояла в близком родстве.
В Сызрани вновь наблюдалось такое же положение вещей. За шесть месяцев нового года должен решиться вопрос, будет ли на уровне Самарской губернии нашим предложения дан зеленый свет или законопроекты будут лоббироваться в других субъектах РФ.
– Во время выборов в думу Сызрани коммунисты неоднократно заявляли, что в отношении кандидатов от КПРФ действия ТИК были неправомерны. Также вы говорили о том, что намерены добиваться расследования нарушений прав кандидатов, допущенных во время предвыборной гонки. В настоящее время какие-то результаты получены?
– Результаты довольно странные. Я направлял запросы в прокуратуру области и Сызрани. Прокуратура Сызрани отказала нам в расследовании этого дела со следующей формулировкой: «за отсутствием события преступления». Также обращался в министерство здравоохранения и социального развития – просил ознакомить с результатами проверки по факту оказания давления на кандидата в депутаты городской думы Раиса Биглова в то время, когда он находился в больнице. Мне ответили, что никаких нарушений обнаружено не было. Я сам работал в медицине и знаю, что если что-то произошло, добиться результатов очень сложно. Мы беседовали в присутствии одного из корреспондентов местной газеты с главврачом и он заявил, что к Биглову приходил его знакомый, но отказался назвать фамилию. Но мы все равно узнаем, поскольку сейчас уже есть дозированная информация к какой партии принадлежит этот человек. Уже сейчас у нас набралось достаточно большое количество официальных ответов, после их изучения юристы решат куда в дальнейшем обратится.
– После подведения итогов выборов в городскую думу Сызрани лидеры реготделений ЛДПР, «Справедливой России» и обкома КПРФ распространили обращение, получившее название «письмо трех». В нем говорилось о нарушениях, имевших место в ходе кампании по выборам депутатов Сызранской гордумы. Письмо было адресовано первому заместителю руководителя администрации президента России Владиславу Суркову и председателю ЦИК РФ Владимиру Чурову. Ответ был получен?
– Нет, официального ответа от адресата мы не получили. Но по реакции мы поняли, что информация все-таки дошла кому следует. Появились письма, звонки на личные телефоны. Это говорит о том, что, добиваясь, чтобы противоправные действия в Сызрани больше не повторялись в других городах области, мы действовали в правильном направлении. Тогда отрабатывали все возможные варианты вплоть до выхода на федеральные структуры.
– Предполагается в дальнейшем координировать свои действия с ЛДПР и «Справедливой Россией»?
Алексей Лескин родился 20 мая 1974 г. в Новокуйбышевске. В 1991 году после окончания средней школы поступил в Новокуйбышевское медицинское училище на отделение «Сестринское дело».
С 1993 г. после окончания медучилища работал медбратом в хирургическом отделении медсанчасти Новокуйбышевского нефтехимкомбината.
В 1998–2000 годах работал в Новокуйбышевском ПНД, исполнял обязанности старшего медбрата мужского отделения.
В 1999 году стал членом КПРФ.
В 2000–2003 годах обучался в Поволжском технологическом институте сервиса по специальности «Социальная работа».
В 2002 году закончил курсы Высшей партийной школы.
В 2000–2007 годах работал помощником депутата Государственной Думы ФС РФ Романова Валентина Степановича.
В 2007 году был избран депутатом Самарской губернской думы четвертого созыва от Самарского областного отделения политической партии КПРФ.
– Было предложение подписать соглашение о сотрудничестве трех партий на выборах. Но его не подписали. Не знаю, как шло обсуждение этого проекта в двух других партиях, но значительная часть коммунистов высказалась против подобного сотрудничества. Это не значит, что если мы не подписали соглашение, то идем «отдельными фронтами». Полагаю, что при необходимости, в частности как это было в Сызрани, будет совместное противодействие административному давлению.
– Ведется подготовка к мартовским выборам в городскую думу Тольятти?
– Сейчас мы ждем официального объявления о старте выборной кампании, пока присматриваемся. В Тольятти будет опробована смешанная система выборов: по партийным спискам и по одномандатным округам. Необходимым условием для кандидатов от партии КПРФ будет их баллотирование по округам. Если кто-то собирается идти по списку, он попадет в него не иначе как через округ. Желающих попасть в список в любой партии много.
Решение о выдвижении кандидатов будет принято на областной конференции, которая пройдет в декабре.
– Как считаете, смешанная система выборов осложнит положение кандидатов-коммунистов?
– Нет. Эта система более демократична. Не секрет, что по округам кандидатам бывает гораздо труднее пройти, чем по партийным спискам. Для того, чтобы выиграть в округе, кандидату надо обладать и большой харизмой и, главное, серьезными денежными средствами. Кроме того, такая система подразумевает, что избиратели могут проголосовать одновременно за кандидата и за партийный список, в котором он присутствует.
Если будет принят закон об отзыве депутата, легче всего будет отозвать именно «списочника», по решению партии. Тольяттинский эксперимент даст представление как будут проводиться выборы в Самаре осенью следующего года.
– Сколько мест рассчитывают получить коммунисты в тольяттинской думе?
– После выборов в Сызрани мы уже не загадываем... Когда готовились к Сызрани, планировали, что как минимум на пять мест в городском парламенте мы можем смело рассчитывать. Десять наших кандидатов, дошедших до дня голосования, заняли вторые места после представителей партии власти. Это очень хороший результат. Пять наших кандидатов, на которых мы делали ставку, набрали от 26 до 36% голосов избирателей.
Учитывая, что в тольяттинской думе у нас вообще никогда не было депутатов, остановимся хотя бы на трех. Если выборы пройдут в рамках правового поля, то минимум на что мы можем рассчитывать – это на три депутатских мандата в городском парламенте.
– В ЛДПР обсуждался вопрос о том, что лидер партии якобы может возглавить список кандидатов в депутаты думы Тольятти. У вас не рассматривались подобные варианты?
– Вопросы о том, кто станет во главе списка, и какая будет выбрана тактика работы на предстоящих выборах, решит областная конференция, которая пройдет в середине декабря.
– Как готовились к празднованию 7 ноября? Была свидетелем, как на митинг активисты партии пришли в буденовках и с пулеметом... Финансовые затраты были большими?
– У нас достаточно сторонников, которые не избалованы капиталистическими привычками за каждый вздох брать деньги. Многое делалось бесплатно. В прошлом году, когда отмечали 90 годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, приняли решение сделать театрализованное представление. Тогда было найдено камуфляжное оружие и красноармейская форма. Пулемет «Максим» взяли на время, в аренду. «Буденовки» шили в ателье. В 2007 году планировали участие лошадей, но был гололед, лошади скользили и от «тачанки» пришлось отказаться на самом последнем этапе. В этом году не стали вспоминать о «тачанке», но всю остальную подготовку провели в том же объеме. В Самарской области в праздновании приняли участие около пять-шесть тысяч человек, несмотря на то, что был рабочий день.
– Революционный антураж в большинстве случаев очень сильно действует на людей. А вообще, как считаете, Россия исчерпала лимит на революции?
– Почему-то принято думать, что революция – это обязательно военный переворот. Вовсе необязательно, что такое событие должно быть кровавым. Если сказать современным языком, то революция – это просто «перезагрузка». Однажды наступает момент, когда доверие общества к партии власти себя исчерпывает. Сейчас рост этого доверия приближается к пику, после чего начнется спад. По нашим оценкам это должно произойти в 2010–2011 годах. Тогда учитывая тенденции развития в мире на первый план могут выйти коммунисты.
– Вы сами лично когда прочитали работы Карла Маркса и Владимира Ленина?
– В 1999 году, когда вступил в партию. До этого два года сначала был сочувствующим, затем сторонником коммунистов.
– И, действительно, верите, что политическая система, которая продержалась 70 лет, а потом разрушилась, может снова восстановиться в России?
– Верю. Сейчас вся планета «краснеет». А Россия в свое время оказалась впереди планеты всей.
– Сейчас «красный» период в истории России пересматривается. Как вы лично относитесь к идее создания в Самаре памятника чешским легионерам?
– Я не поддерживаю эту идею. Лучше сохранить те памятники, что имеем, чем создавать новые, подобные вот таким проектам. Мы знаем историю. Красный террор был в ответ на белый террор. 7 ноября коммунисты собирали подписи против создания памятника чешским легионерам, сейчас продолжаем это делать. Жители Чапаевска говорят, что если уж совсем решили поиздеваться, поставили бы памятник в этом городе. Когда отряды красноармейцев освобождали поселок Иващенково (ныне г.о. Чапаевск) от белочехов, там было обнаружено огромное количество трупов, в числе которых были женщины, дети и старики.
– Зачем КПРФ на своем официальном сайте призывает проголосовать за Ленина в телепроекте «Имя России», который, по мнению некоторых специалистов, является популистским?
– Считаем, что этот проект сможет сыграть на руку партии. Мы прекрасно понимаем, что там подбиваются результаты голосования в соответствии с позицией власти по тем или иным историческим личностям. В самом начале голосования, когда подсчет голосов велся честно, лидировали Ленин и Сталин. Позже стало заметно, что голоса подгоняются под существующие лекала.
Можно лишь поблагодарить Юрия Любимова, затеявшего этот проект. Наверное, он и сам не понял, что сделал. Не знаю, какая у него была изначальная идея, но он дал возможность стране подумать и осмыслить свое историческое прошлое.
– Недавно в Самаре состоялось организационное заседание молодежного правительства Самарской области. А как вы считаете, насколько целесообразно существование молодежных парламентов при муниципальных образованиях и областных структурах? Не является ли их функция декоративной? Насколько нам известно, некоторое время вы являлись депутатом молодежного парламента при новокуйбышевской городской думе...
– Такой парламент нужен. Учитывая большую аполитичность молодежи, я думаю, направление выбрано верно. Молодых людей надо привлекать, чтобы они учились, так как через несколько лет именно они будут управлять страной. Возможно, их функции во многом, как вы сказали, «декоративны». Но это новое движение, идет наработка материала. Некоторая инертность молодежи – это отражение нашего общества, определенного его слоя. Думаю, в последующем молодежный парламент станет платформой для привлечения нового поколения к активной политической жизни.