Семьи отставных военных пять лет проживали в Самаре в недостроенном многоэтажном доме. Испытывая постоянные проблемы с подачей воды и электроэнергии, не имея на руках необходимых документов, они пытались доказать свое законное право на жилище. На этой неделе наконец начался долгожданный процесс их регистрации по месту жительства.
Наталья Князева приехала в Самару с Дальнего Востока. Ее муж служил на восточных рубежах страны, затем был командирован в Чечню. Во время выполнения очередного боевого задания глава семьи погиб, исполняя долг перед родиной. Тогда-то Наталья и поняла, что осталась одна, один на один со своими трудностями. Правда Минобороны предоставило ей ордер на жилье в Самаре.
Однако заселившись в новую квартиру в доме 161 «Б» по улице Ново-Вокзальной, получив счета на оплату коммунальных услуг, Наталья неожиданно узнала, что здание буквально «никому не принадлежит».
В похожей ситуации оказались еще около 200 человек – жильцов 80-квартирного двухподъездного дома, среди которых военнослужащие, ветераны Вооруженных сил России, военные пенсионеры, участники боевых действий.
История началась в 2004 году. Дом был построен, но оказался не сданным в эксплуатацию. Получилось, что право «на стены» у людей есть, а права проживания в собственном жилье граждане лишены. Не имели они и положенной по закону постоянной регистрации – одни были вынуждены «временно» оформлять регистрацию у родственников, другие – у друзей. Четыре года они пытались выяснить, по чьей вине они, получив долгожданное жилье, оказались в такой ситуации. И самое главное – кем и когда здание будет принято на эксплуатационное обслуживание. В 2008 году они направили коллективное обращение к уполномоченному по правам человека в Самарской области.
«Прежде всего мы испытывали трудности с получением необходимой информации. И в этом отношении аппарат уполномоченного по правам человека оказал нам неоценимую поддержку. Мы пять лет добивались получения необходимых документов. Наконец, после запросов, направляемых аппаратом УПЧ, к решению проблемы подключилась прокуратура. 4 февраля мы наконец начали получать на руки договоры социального найма», – говорит жительница дома Ольга Камендровская. Ордер на квартиру ее семья получила, когда глава семьи перевелся из Архангельска в Самару. По ее словам, в доме проживают семьи военных, приехавшие в Самару из разных уголков страны.
В ходе подробного анализа обстоятельств дела сотрудникам аппарата уполномоченного по правам человека удалось установить, что дом был построен в рамках государственного контракта по заказу Министерства обороны РФ. Соглашение на выполнение заказа заключалось в 2003 году между войсковой частью 83406 (в настоящий момент в/ч 22019) и ФГУП «Волжско-Уральское строительное управление МО РФ», выступившим в качестве дольщика при строительстве объектов.
Но в 2004 году ФГУП «Волжско-Уральское строительное управление МО РФ» официально было признано несостоятельным – завершить обязательства по капитальному строительству в условиях процедуры банкротства предприятию, естественно, не удалось. Ордера на квартиры, несмотря на случившееся, семьям все-таки выдали, однако о существующей коллизии не предупредили. Об истинных причинах длительного проживания в «невесомом состоянии» – отсутствии документов и элементарных условий жизни – воды, электроэнергии – граждане узнали значительно позже.
Нарушение законных прав жильцов подтвердила Военная прокуратура Самарского гарнизона, направив предписание в адрес командования в/ч 22019 и 1186, ответственного за завершение работ. Чтобы устранить существующие нарушения и передать дом на обслуживание, требовалось 5 млн 400 тыс. рублей. Из-за отсутствия средств и без того неопределенные сроки передачи дома на обслуживание откладывались вновь и вновь.
Первым существенным шагом после длительных переговоров стало подписание главой Самары Виктором Тарховым разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. «Уже после появления этого документа квартирно-эксплуатационная часть отказалась принять дом в эксплуатацию. А между тем обслуживающие организации уже стали отключать электричество, поскольку копились задолженности по оплате коммунальных услуг. А задолженности копились, потому что люди боялись заключать договоры, так как постоянной обслуживающей организации не было – и не факт, что, заплатив деньги, жильцы не получили бы новые требования», – рассказала 63.ru уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова.
После того как омбудсменом ситуация была доведена до сведения руководства 159 жилищного управления Министерства обороны РФ, вопрос о вводе дома уполномоченным был решен практически на следующий день. 28 января текущего года заместителем командующего войсками ПУрВО было принято распоряжение о передаче в оперативное управление злополучного дома в ведение самарской квартирно-эксплуатационной части района. Сейчас готовится пакет документов для регистрации дома в качестве объекта федеральной собственности.
А на этой неделе в доме начался долгожданный процесс заключения договоров социального найма, договоров на техническое обслуживание, регистрация граждан по месту жительства с выдачей всех необходимых справок. Люди оформляют документы и решают привычные вопросы: кого назначить ответственным по дому, когда начнет работать лифт. Но делают это с огромной радостью.
Для них, прошедших очередную горячую точку волнений сроком в четыре года, это надежда на спокойную, мирную жизнь.
Тем более когда у них есть своя крыша над головой.