Водолазный отряд областной поисково-спасательной службы обследовал затонувшее на реке Большой Кинель судно. По первоначальной информации, на дне реки покоилась баржа с нефтью. Однако после погружений водолазов выяснилось, что плавсредство является старым колесным пароходом. По данным межрайонной природоохранной прокуратуры, проблема утилизации затонувших судов до сих пор является в области серьёзной экологической проблемой.
С просьбой осмотреть затонувшее судно к сотрудникам поисково-спасательной службы обратилась администрация Кинельского района. Жители поселка Усть-Кинельский обратили внимание на пятна нефти, время от времени появлявшиеся на реке. По округе начали расходиться слухи, что в затонувшей барже находится около 60 тонн нефти.
Водолазный отряд ПСС выезжал на место несколько раз. Но летом из-за мутной воды произвести качественный осмотр было сложно, спасатели приняли решение обследовать баржу в марте. «Обычно совершают погружения два-три человека, но в этот раз в них участвовали пять человек. Выяснилось, что затонувшее судно – вовсе не баржа», – рассказал 63.ru руководитель водолазного отряда поисково-спасательной службы Самарской области Андрей Гольтяев.
Нефтяная пленка могла образоваться из-за того, что в двигателе парохода остаются остатки мазута. «Тем не менее никакой серьезной угрозы экологии водоема не существует. То есть мы опровергли слухи о том, что в плавсредстве находилось до 60 тонн нефти», – говорит начальник поисково-спасательной службы Самарской области Олег Моцарь.
Само судно является старинным пароходом. Так, в его корпусе были обнаружены выемки, которые могли быть предназначены для крепления колес. «Мы искали информацию о данном пароходе в специальных справочниках, однако ничего не нашли. Впрочем, никакой исторической ценности, скорее всего, судно не представляет», – считает Олег Моцарь.
Отметим, что по данным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, всего в водоемах Волжского бассейна с момента начала прокуратурой работы в данном направлении выявлено 2107 брошенных плавсредств, в том числе 1424 – бесхозяйных.
В губернии требуется поднять семь крупных бесхозяйных судов:
1. баржа в р. Самара (правый берег, 23,1 км);
2. баржа в затоне «Сухая Самарка» (1740 км);
3. дебаркадер в устье реки Татьянки (1738,7 км);
4. баржа в Рождественском затоне (Волжский район, 1735 км);
5. нефтеналивная баржа в Волжском районе (1745 км);
6. баржа в Ставропольском районе (1788 км);
7. баржа в Сызранском районе (1836 км).
В Самарской межрайонной природоохранной прокуратуре считают, что проблема утилизации затонувших судов является серьёзной экологической проблемой. «Длительное нахождение плавательных средств в воде ведёт к многочисленным негативным последствиям, в том числе способствует заиливанию водоема, загрязнению водной среды продуктами коррозии металла и остатками рабочих жидкостей судов, сокращению площади нерестилищ рыб. Кроме того, создаётся реальная угроза безопасности судоходства», – говорит заместитель самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев.
К примеру, в прошлом году по актам прокурорского реагирования была поднята баржа-площадка ТН-115 грузоподъёмностью 200 тонн, находившаяся на судоходных путях в полузатопленном состоянии у острова Коровий. Во время паводка она полностью затапливалась.
Также со дна Волги был поднят теплоход «Иваново» (регистровый номер 3533, пр. 11, мощность 588 кВт, водоизмещение 2780 тонн). Девять лет данное судно находилось в затопленном состоянии в непосредственной близости от причальной стенки, создавая не только угрозу для окружающей среды, но и для безопасности судоходства. Теплоход затонул в марте 1996 года в акватории Старой Гавани вследствие кражи кингстонов, которые сделаны из цветных металлов.
Вместе с тем в Саратовском водохранилище продолжают оставаться семь крупных бесхозяйных судов, состояние которых оценивается как неудовлетворительное из-за длительной коррозии, вследствие чего данные суда не подлежат ремонту. Сколько судов поменьше – точно неизвестно, но очень много.
По мнению межрайонной прокуратуры, полностью решить данную проблему в ближайшее время могло бы принятие на уровне Самарской области соответствующей целевой программы по очистке акватории реки Волги от затонувших судов и финансирования в её рамках соответствующих инженерно-экологических мероприятий.
Фото: Фото с сайта Вaltika-diving.ru