Город Владимир Чудайкин, Герой Советского Союза, ветеран ВОВ: «Главные победители и герои Великой Отечественной войны – это погибшие солдаты, которые отдали жизнь, защищая Родину»

Владимир Чудайкин, Герой Советского Союза, ветеран ВОВ: «Главные победители и герои Великой Отечественной войны – это погибшие солдаты, которые отдали жизнь, защищая Родину»

" src=

9 мая в Самаре прошел военный парад, посвященный 64 годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне. Среди приглашенных на параде присутствовал Владимир Иванович Чудайкин – Герой Советского Союза и житель Самары. В канун праздника Владимир Иванович поведал корреспонденту 63.ru свою боевую историю.

Владимир Иванович, расскажите, как вам досталась Звезда Героя?

– Когда советские войска 26 апреля 1945 года вошли в Берлин, начались бои за город. Уличные бои для танкистов самые сложные. Потому что видимость для экипажа танка только вперед, проходы по улицам узкие и затруднены различными помехами. Вдобавок неприятель с фаустпатронами находится и на крышах домов, и в подвалах. Немецкие солдаты получили задание уничтожать танки, вошедшие в город. А фаустпатрон – это очень опасное оружие для танкистов. Во время его попадания в танковую броню, огненная струя все расплавляет на своем пути и может попасть в горючее, масло или боекомплект, и танк может взорваться. Так вот, во время атаки на рейхстаг нам был перегорожен проход по улице подбитым горящим танком. Я тогда выскочил из танка, потушил огонь, отбуксировал подбитый танк в другое место, и потом мы продолжили атаку. Наш танковый батальон поддерживал пехотинцев, которые водружали знамя победы над рейхстагом. Наш экипаж во время штурма уничтожил около 30 солдат противника и расчистил путь для пехоты, это все происходило уже 2 мая.

Так вы видели, как знамя было водружено над рейхстагом?

– Нет, к сожалению. Под рейхстагом наш танк подбили, а меня ранили, но ранение было не очень серьезное. Я был контужен и ранен в правую руку. 2 мая меня госпитализировали, и как раз в этот день война для нас закончилась. Потому что именно 2 мая, примерно в полдень, последние группировки немцев в Берлине сдались в плен.

А когда вы узнали о том, что вам присвоено звание Героя Советского Союза?

– Как я уже говорил, 2 мая меня ранили, и я попал в госпиталь. Поэтому окончание войны я не видел. Только когда по радио 9 мая объявляли о победе над гитлеровцами, весь госпиталь радовался, а кто мог, выбегал на улицу. Узнал же о всех подробностях я только, когда вернулся в свою часть через месяц. 31 мая указом президиума Верховного совета СССР мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

Владимир Иванович, вы прошли всю войну?

– Нет. В 1941 году, когда началась война, мне было только 16 лет, я жил в Куйбышеве и учился в школе. В конце года нас всех направили работать на авиационный завод. Там я работал клепальщиком, слесарем и сборщиком. Два года отработал на заводе, а потом уже попал в армию. В это время бои велись уже не на территории современной России. Поэтому я участвовал в освобождении восточной Европы и Германии – воевал на танке. За время, пока мы дошли до Берлина я сменил три танка, три экипажа. Однажды весь мой экипаж – четыре человека – сгорели в танке, я один успел спастись.

Расскажите, как вы пошли на фронт?

– Ни у кого из тех, кто работал на авиационном заводе, паспортов тогда не было. Нам выдавали так называемую бронь. Это что-то вроде пропуска. Информация на этой карточке гласила, что я работаю на авиационном заводе. Потому в армию нас не призывали. Но многим парням хотелось на фронт, воевать с немцами. В то время на Безымянке, недалеко от железной дороги, был рынок, куда мы ходили по воскресеньям. На выходе с рынка все время проверяли документы. И я, как и все работники авиационного завода, показывал свою бронь. Однажды нас собралась небольшая компания молодых людей, которые хотели попасть на фронт. Один товарищ посоветовал, мол, идите на рынок, но потом документы не показывайте: «И тогда вас заберут как бездомных». А всех бездомных в то время призывали в армию. Наша компания из пяти человек так и сделала. Кто-то сразу уничтожил свою бронь, просто порвал ее, а я спрятал в задний карман, плюс у меня еще комсомольский билет был с собой. На выходе нас поймали, раз документов нет, значит сразу на вокзал, а потом на призывной пункт.

Как потом сложилась ваша судьба?

– На призывном пункте была комиссия, куда под конвоем провожали бездомных. Всех бомжей тогда отправляли сразу в штрафной батальон. Когда меня привели, я достал свой комсомольский билет и заводскую бронь из кармана. Комиссия сразу замешкалась, кто-то предложил отправить меня обратно на завод. А один товарищ заступился за меня и сказал: «Раз он хочет, давайте возьмем его в армию». Так меня и взяли в танковую школу.

Куда вас направили учиться военному делу?

– В Челябинскую область. Там я пробыл недолго, всего месяц, а потом сразу на фронт. После обучения я был заряжающим в танке. Но потом, во время военных действий, мне довелось быть и командиром орудия, а так же исполняющим обязанности командира танка. Когда наш экипаж штурмовал Берлин, командир танка погиб, и я принял на себя командование.

Владимир Иванович, какие у вас еще есть награды и за какие подвиги?

– Наград несколько, например есть медаль за победу над Берлином, медаль за взятие Варшавы, орден Отечественной войны. Нельзя сказать, что все они давались за какие-то подвиги. Ведь что такое подвиг? Вот вы представляете: пехотинец сидит в окопе. И тут дают команду: «В атаку!». Ведь что такое подняться в атаку, когда ты знаешь, что вооруженные пулеметами немцы сидят в обороне и ждут атаки русских? И так каждый день. Вот это настоящий подвиг. Я вообще считаю, что главные победители и герои Великой Отечественной войны – это погибшие солдаты, которые отдали жизнь, защищая Родину.

Владимир Иванович, общаетесь сейчас со своими сослуживцами, остались ли еще старые боевые друзья?

– В советское время мы встречались в Москве в школе №1, которая расположена на Ломоносовском проспекте. Там есть музей, где находится и моя в том числе фотография. Так вот в этой школе мы практически каждый год встречались с сослуживцами. Сейчас все старые стали уже и ехать тяжело, поэтому, в основном, получаем только поздравительные письма. Также посредством писем общаемся и с боевыми товарищами, которые остались еще в живых. Пишут товарищи из Тамбовской области, с Украины.

Как сложилась ваша судьба после войны?

– Когда закончилась Великая Отечественная, я еще пять лет служил в армии в Германии. Нашему поколению пришлось служить по семь-восемь лет в армии, все лучшие юношеские годы провели в ее рядах, защищая родину. Демобилизовался я в 1950 году в звании старшины. Это звание мне присвоили еще после окончания танкового училища, так всю войну с этим званием я и прошел.

Как вы обычно отмечаете праздник Победы?

– Обычно ветеранов поздравляют и в администрации города. 8 мая традиционно возложили цветы к Вечному огню, а 9 мая пойду на парад. Конечно же, в самом параде ветераны участвовать не будут, а просто будут смотреть. Во время парада в честь 9 мая на площади Куйбышева я буду находиться на центральной трибуне рядом с губернатором Владимиром Артяковым.

А кто еще поздравляет вас с праздником?

– Штаб моей родной воинской части, которая сейчас находится в Тоцке. Там же находится знамя нашей части и установлен мой бюст. А воевал я во втором танковом батальоне 23 Глуховско-Речицкой Краснознаменной танковой бригаде (269 танковый батальон).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления