Творческие коллективы, принимавшие участие в самарской областной студенческой весне-2009, отправились в Казань на всероссийский фестиваль. Корреспондент 63.ru пообщался с режиссером региональной программы, которая будет представлена на суд зрителей в Казани, Игорем Шадриным. Перед отъездом он рассказал о перспективах самарских коллективов и поведал о проблемах студенческой самодеятельности.
– Игорь Леонидович, как прошел гала-концерт, посвященный студенческой весне- 2009 в Самарской области?
– Могу сказать, что в этом году прошло все замечательно. Мы уже не первый раз проводим финальный концерт на площадке МТЛ-арены. Все организационные моменты были улажены, творческие коллективы показали свои программы. По сравнению с прошлым годом ухудшения качества номеров не произошло. Есть направления, например, юмор, где не все получилось, но такая тенденция наблюдается уже не первый год. В остальном же можно сказать, что все прошло ровно. Много коллективов выступило с вокалом и хореографией, это традиционно. Новшества появились в жанре клоунады, акробатики. Отмечу, что в этом году был хороший боди-арт. Направление оригинального жанра постоянно развивается, и каждый год появляется что-то новое.
– Вы сказали, что существует проблема с юмором. Если я правильно понял, то это относится в большей степени к кавээнщикам?
– Да. Это происходит на протяжении уже многих лет. Лет десять назад был подъем КВН и СТЭМов (студенческий театр эстрадных миниатюр – прим. 63.ru). Сейчас же очень трудно найти хороший КВН на студвесне. Прежде всего это связано с тем, что параллельно в области проходит фестиваль КВН, и многие команды предпочитают целенаправленно работать на своего зрителя и не участвуют в студенческом фестивале. Такая же ситуация складывается со стемами, их очень мало в последние годы.
– Что ждет победителей гала-концерта областной студвесны?
– Сейчас мы готовимся к поездке на всероссийскую студенческую весну, которая пройдет в Казани с 14 по 18 мая. Согласно правилам фестиваля, каждый регион должен представить 40-минутный концерт. Поэтому сейчас репетируем и отбираем те номера и коллективы, которые войду в него. Кроме этого, многие участники будут выступать в отдельных номинациях: вокал, хореография, оригинальный жанр, художественное слово, журналистика, видео. Я поеду в Казань в качестве режиссера региональной программы.
– Игорь Леонидович, каковы условия отбора творческих коллективов для поездки в Казань?
– Когда формируется делегация на российскую студвесну, областное жюри по итогам всех концертов рекомендует послать определенные коллективы. Критерия отбора всего два. Во -первых, направляют тех ребят, которые, возможно, займут призовые места, а во-вторых, тех, кому необходимо там чему-то научиться. Другими словами, везем не только потенциальных лауреатов. Если видно, что коллектив перспективный, то мы готовы предоставить ему возможность почерпнуть новые знания и получить новый опыт на российской студвесне. Даже несмотря на то, что оказаться в лидерах этому коллективу не суждено.
– Есть ли шансы у самарских ребят взять в призы в Казани?
– Конкуренция по стране очень серьезная. На российскую студвесну приезжают коллективы, которые давно занимаются творчеством и имеют множество заслуг и титулов. Существует большая разница между тем, как проходит студвесна в регионе и в России. У нас в области в мероприятиях и в подготовке участвуют скорее непрофессионалы. Это в основном студенты, которые вдобавок к учебе занимаются самодеятельностью. А на Россию приезжают коллективы, которые на этом деле, что называется, «собаку съели». Но в этом ничего страшного нет, потому что все время идет смена коллективов и поколений, молодежь учится.
– Можно ли сказать, что с каждым годом уровень самарских коллективов растет?
– Сейчас этого не происходит. И связано это с тем, что с каждым годом в области все меньше и меньше детских творческих коллективов. Также сокращается дополнительное школьное образование. Соответственно, когда дети приходят в вузы, они мало что умеют, у них нет творческого багажа. И в самих вузах меньше молодых людей, которые могли бы и хотели бы заниматься творчеством. Конечно, нельзя сказать, что их количество резко падает, но тенденция тем не менее есть.
– Что нужно сделать для того, чтобы поднять уровень студенческой самодеятельности?
– Во-первых, как я уже сказал, необходимо развивать дополнительное образование в школах, чтобы молодые люди приходили в вузы уже с запасом каких-либо творческих знаний. Во-вторых, администрация вуза должна быть заинтересована в развитии творческих коллективов, это организационный момент. Ну и, конечно же, должны существовать фестивали, где молодежь смогла бы проявить себя.
– Как вы считаете, в будущем кто-то из самарских коллективов смог бы стать звездой и поехать выступать в Москву?
– Ответить на ваш вопрос очень трудно. К тому же уровень Москвы и Самары совершенно разный. Определенно можно сказать лишь то, что из тех ребят, которые постоянно работают в этом направлении, рано или поздно многие выбиваются в самарский шоу-бизнес. Это дает им возможность работать на коммерческой основе. Но между самарским шоу бизнесом и московским – пропасть. Иначе говоря, теоретически сейчас пророчить кому-то будущее в Москве, конечно, можно, но практически это не реально.
– Игорь Леонидович, как вы считаете, успех коллектива зависит от творческого потенциала или же финансирование играет большую роль?
– Играет роль и то, и другое. Даже, я бы сказал, не столько финансовая поддержка должна быть, хотя это тоже немаловажно, сколько организационная. Потому что редкий коллектив на чистом энтузиазме сможет продержаться несколько лет. Если артисты постоянно востребованы, тогда они будут развиваться. Повторюсь, для это в первую очередь необходимо, чтобы руководство вузов было заинтересовано в организации творческих групп и создания для них условий.
– Знаю, что у вас есть своя студия «Пластилиновый дождь», чем занимаетесь сейчас?
– Раньше это был театр танца. А теперь «Пластилиновый дождь» развивается как арт-студия. Мы работаем над различными творческими проектами. Приглашаем ребят, которым интересно в них участвовать, и уже потом с ними работаем. Есть как коммерческие, так и некоммерческие проекты. Сотрудничаем с очень широким кругом вузов и коллективов.
– Какие мероприятия ваша студия будет организовывать в этом году?
– Сейчас трудно сказать. Еще до нового года мы, например, ездили по области со спектаклями, показывали их в разных городах губернии. Из глобального могу отметить фестиваль цветов, который мы организовывали в Струковском парке несколько лет подряд. Но это уже заказное мероприятие.
– В Самаре стартуют Дельфийские игры, ваши воспитанники будут принимать в них участие?
– «Пластилиновый дождь» заявлялся на участие в жанре клоунады. Многих из участников нынешних Игр я знаю лично. Всего же делегация участников от Самарской области составляет более трехсот человек, поэтому сложно отследить, кто и где будет состязаться.
– На Дельфийских играх вам не предлагали судить?
– На Дельфийских играх уровень судейства российский. И, насколько я знаю, местных судить не приглашали. Кроме того, в это время я буду в Казани. 18 мая там состоится закрытие российской студвесны, а 19 мая здесь, в Самаре, пройдет закрытие Дельфийских Игр. Так что на закрытие Игр, думаю, мы вернуться успеем.