Депутаты губдумы выступили с инициативой упростить в стране порядок усыновления пасынков и падчериц. По их мнению, сейчас этот процесс достаточно трудоемок и не обоснован. Вместе с тем народные избранники считают, что процедуру усыновления детей-сирот, напротив, необходимо ужесточить. Чтобы избежать таких случаев, как в Москве – когда ребенка-сироту жестоко избила приемная мать.
Во вторник, 19 мая, на заседании комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике СГД депутаты предложили вынести на рассмотрение областного парламента вопрос, касающийся упрощения порядка усыновления детей, проживающих с опекунами.
По словам председателя комитета Александра Живайкина, данная инициатива уже рассматривалась на заседаниях рабочей группы комитета. «Нами также были инициированы запросы в Министерство образования и науки РФ и в профильный комитет при Госдуме с предложением внести поправки в 271 статью Гражданского процессуального кодекса. Сегодня мы имеем положительные отзывы как из министерства, так и из комитета Госдумы», – отметил господин Живайкин.
Теперь областным парламентариям предстоит на ближайшем пленарном заседании губдумы рассмотреть вопрос о выдвижении законодательной инициативы в парламент РФ, с предложением упростить порядок усыновления (удочерения) пасынков и падчериц.
По мнению Александра Живайкина, принятие поправок в значительной степени облегчит ситуацию во многих семьях, где взрослые намерены сменить статус опекунства на родительский.
«Если в семьях уже были опекуны, то для этой категории граждан бумажная волокита сократится при усыновлении. Эти бюрократические барьеры депутаты и собираются убрать», – отметил Александр Живайкин.
С мнением парламентария согласна и Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова. «Сейчас процедура усыновления падчерицы или пасынка достаточно сложная. Для того, чтобы усыновление было совершенно законным, необходимо собрать множество справок и бумаг. Возникают практически такие же сложности, как при ситуации, когда приемные родители берут в семью маленького ребенка-сироту», – отмечает Татьяна Козлова.
По ее словам, это не совсем справедливо. «Ведь когда пасынок или падчерица долгое время живут в семье, где сложились хорошие отношения между взрослыми, ребенок не чувствует дискомфорта. И нет необходимости проходить все эти проверки и барьеры», – считает госпожа Козлова.
Другое дело, когда семья берет на воспитание маленьких детей-сирот из детского дома. В этом случае требования к приемным семьям нужно только ужесточать. Так считают депутаты губернской думы, представители самарских общественных организаций.
Считает так и директор детского дома №10 Тольятти Светлана Юрченко. По ее мнению, когда вопрос встает о судьбе и жизни маленького ребенка, относиться с легкостью к процедуре усыновления нельзя.
Наоборот, чем длиннее процедура проверки будущих родителей, тем больше шансов, что ребенок попадет в хорошие руки. Известно много случаев, когда детей усыновляли совершенно неадекватные люди.
Достаточно вспомнить случай, произошедший с Глебом Агеевым в Москве. Трехлетний ребенок был доставлен в московскую детскую больницу с множественными ожогами и гематомами. Приемные родители заявили медикам, что он якобы упал с лестницы. Сам же ребенок рассказал, что его избила приемная мать. Дело получило широкий общественный резонанс. «Приемные родители, которые никогда раньше не имели опыта воспитания детей, должны быть готовы к тому, чтобы пройти большое количество испытаний. В том числе пройти курсы у специалистов психологов. Подготовка может занять довольно большой временной промежуток. Только в этом случае взрослые будут готовы к тому, чтобы взять ребенка в свою семью», – говорит Светлана Юрченко.
Она считает, что в данном случае отбор должен производиться намного тщательней, чем в ситуации с опекунами. «Когда же речь идет об усыновлении или удочерении пасынка или падчерицы, в этом случае многие формальные преграды становятся лишней помехой», – отмечает директор детского дома.