В Самаре рекламу со словами «задница» и «дразница» признали неэтичной, рекламодатель может быть оштрафован на полмиллиона рублей. Главными защитниками норм русского языка снова стали самарские антимонопольщики. В УФАС считают, что предприниматели регулярно нарушают закон о рекламе, коверкая слова «великого и могучего».
Управление федеральной антимонопольной службы признало рекламу ООО «АвтоЮристСамара» ненадлежащей, выдано предписание о прекращении ее распространения. Антимонопольщикам, в частности, не понравился текст, размещенный фирмой на билбордах.
Дело в том, что рекламодатели решили привлечь клиентов простеньким стихотворением: «Лишают прав – не беда. Звони – поможем всегда! Страховая дразница, денег не дает. Вот такая задница – позвони, пройдет!».
В отношении руководства ООО «АвтоЮристСамара» было возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства РФ.
В среду, 19 мая, позиция управления была подтверждена заключением большого жюри союза журналистов России. «Руководствуясь общечеловеческими морально-нравственными принципами, а также положениями федерального закона «О рекламе», члены большого жюри делают вывод: данная реклама не допустима», – в частности, говорится в заключении союза журналистов.
Такой же вывод был сделан и членами регионального духовного управления мусульман Самарской области. Административная ответственность рекламодателя может составить от 40 до 500 тысяч рублей.
Отметим, что УФАС наказывает предпринимателей за незнание норм русского литературного языка не впервые. Весной прошлого года горожане могли прочитать на одном из рекламных щитов рекламу следующего содержания: «РАСО страховая группа автострахование 5,5% – это ХОРАСО». В тексте есть явная ошибка, самарские антимонопольщики обратили внимание на некорректное слово. За нарушение закона о рекламе было возбуждено дело.
По данным УФАС, в последнее время в области возросло количество нарушений, связанных с использованием в рекламе оскорбительных выражений и неэтичных образов. Также значительно увеличилось использование в рекламе искаженных норм русского литературного языка.
«Например, часто встречающиеся на билбордах словоформы: «харасо», «алпенизм» и так далее, напрямую нарушают закон о рекламе, согласно нормам которого, в рекламе в России должен быть использован только русский литературных язык», – считают антимонопольщики.
Правда, по словам руководителя управления федеральной антимонопольной службы России по Самарской области Петра Торкановского, благодаря превентивным мерам значительно сократились «огрехи» у рекламодателей финансовых услуг, пива, табака, игорных заведений, алкоголя. Однако возросло количество нарушений в других сферах. «За прошедший год управление антимонопольной службы уже выиграло в суде несколько дел», – отмечает господин Торкановский.
Для того чтобы определить, исковеркан ли «великий и могучий», приходится прибегать к экспертной оценке специалистов из различных министерств, ведомств, а также к помощи ученых различных вузов. «Но, как правило, доказать эти нарушения не составляет особого труда. Я считаю, что это очень важное направление в нашей работе. Так как, по моему мнению, разрушение национального сознания связано непосредственно с разрушением языка», – пояснил господин Торкановский.
С мнением главного антимонопольщика Самары согласен и филолог Виталий Моисеев. «Цель русского языка – социальная коммуникация, а цель рекламного – коммерческая. Существуют научные работы, которые говорят о предусмотренных ошибках в рекламных текстах. Эти намеренные оговорки и опечатки «цепляют» людей и заставляют их мысленно вернуться к только что увиденному ролику или плакату. А что касается русского языка, то его защита должна осуществляться постоянно», – говорит филолог.
Руководитель одной из рекламных компаний Самары Дмитрий Обухов говорит, что кризис серьезным образом повлиял на рынок рекламы. Однако ее количество по-прежнему огромное. Чтобы привлечь внимание именно к своей фирме, нужно изловчиться. «Голыми телами сейчас уже никого не удивишь, а вот двусмысленные рекламные слоганы однозначно заинтересуют. Лично я считаю, что использовать в рекламе пошлости и мат – это неправильно. Понятно, что на нашем рынке сейчас очень трудно выделиться – большая и сильная конкуренция. Но все же методы должны быть разумными», – считает господин Обухов.
Фото: Фото с сайта Rk.yandex.ru