В четверг, 9 июля, в Федеральный суд было передано уголовное дело, возбужденное в отношении двух членов экипажа самолета Ту-134. По версии следствия, командир и второй пилот воздушного судна стали виновниками трагедии, произошедшей в самарском аэропорту Курумоч 17 марта 2007 года. Летчикам грозит до десяти лет лишения свободы.
Напомним, что борт №65021 авиакомпании UTair 17 марта следовал из Сургута в Белгород, но должен был совершить промежуточную посадку в Самаре.
В самолете находилось 57 человек, в том числе семь членов экипажа. При подлете к Курумочу пилоты получили разрешение на посадку.
Но самолет недотянул буквально 300 метров до взлетно-посадочной полосы и ударился о землю левым крылом. При этом у «тушки» сломалось шасси, она несколько раз перевернулась и буквально развалилась на две части, загорелась.
Из 57 человек, находившихся на борту, шесть человек погибли, 28 пострадали. Затраты по погребению погибших пассажиров взяла на себя авиакомпания UTair. Семи пассажирам, получившим тяжелые травмы, было оказано содействие в предоставлении медицинской помощи (операции, протезирование и проч.) и ее оплате.
Семьям шести погибших была осуществлена выплата денежной компенсации в размере 75 тысяч долларов США на каждого, возмещены затраты на авиабилеты, а также произведены выплаты страховых сумм. А с остальными пассажирами подписаны соглашения, на основании которых были произведены выплаты на сумму более 600 тысяч рублей.
Большого количества жертв тогда удалось избежать благодаря оперативным действиям сотрудников аэропорта Курумоч. Не так давно в соответствии с указом президента РФ орденом Мужества награжден начальник пожарно-спасательного расчета пожарной машины службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта Курумоч Сергей Шевченко. Медалями «За спасение погибавших» награждены начальник смены инженерно-авиационной службы (ИАС) Вячеслав Горшков и пожарный СПАСОП аэропорта Курумоч Сергей Тыганов.
Отметим, что уже через несколько часов после аварии прокуратура, возбудившая уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», заявила, что основной версией является ошибка экипажа.
Эксперты комиссии по расследованию причин произошедшего практически сразу исключили версию о технической неисправности самолета. А по заключению межгосударственного авиационного комитета, весь полет проходил в штатном режиме – отказов двигателей и систем не было, Ту-134 был готов к посадке.
По данным экспертов комиссии, события развивались примерно по такой цепочке: из-за недостатков в нормативных и технологических документах наземные службы не успели вовремя проинформировать экипаж об ухудшении метеоусловий в аэропорту. По той же причине – путаница в документации – диспетчер не использовал всех технических возможностей посадочного радиолокатора. Самолет же продолжал снижаться. В условиях плохой видимости, когда наземные ориентиры для посадки практически не различимы, а борт лайнера наклонился, командир Ту-134 не принял решения об уходе на второй круг.
В ноябре прошлого года отдел по расследованию особо важных дел СУ СКП РФ по Самарской области предъявил обвинение командиру экипажа, петербуржцу Олегу Зубкову. Еще через месяц обвинение было предъявлено пилоту второго класса Андрею Лапанову. По версии следствия, летчики нарушили требования должностных инструкций и правил безопасности.
В четверг, 9 июля, уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением было направлено в Федеральный суд Красноярского района Самарской области для рассмотрения по существу. «Установлено, что командир воздушного судна Олег Зубков и второй пилот Андрей Лапанов, действуя на основании задания на полет №76883-07 от 16 марта 2007 года, при пилотировании воздушного судна Ту-134А RA-65021 допустили при посадке самолета опасное сближение с землей и не «ушли на второй круг». Что повлекло полное разрушение самолета, гибель шести пассажиров и причинение 28 гражданам вреда здоровью», – сообщила 63.ru пресс-секретарь СУ СКП РФ по Самарской области Елена Шкаева.
По ее словам, обвиняемыми были нарушены требования сразу нескольких должностных инструкций и руководств. Летчикам грозит до десяти лет лишения свободы.
Впрочем, по мнению пилота первого класса, летчика с 18-летним стажем Сергея Сукраева, обвинить в катастрофе экипаж воздушного судна – проще всего. «Ведь найти истинную причину очень трудно. Каждая служба – и метео, и техники, и диспетчеры – пытается переложить ответственность на других, и если истинная причина не найдена, то легче всего обвинить экипаж. Как самое незащищенное звено в цепочке обеспечения безопасности полетов. Особенно если он погиб. В случае же с пилотами разбившегося в Самаре Ту-134 ситуация странная. Шесть пассажиров «тушки» погибли, однако члены экипажа остались живы. Для нашей страны это будет, по сути, прецедент – если пилоты отправятся за решетку. Впрочем, их вину суду еще нужно будет доказать», – считает пилот.