У Эмиля Кроткого есть замечательный афоризм – «Чтоб не отстать от жизни, он ходил на все похороны». Руководитель МП «Спецкомбинат ритуальных услуг», депутат думы Самары Александр Шатохин на все похороны, которые организуются его предприятием, ходит вряд ли. Но вот от жизни он не отстает – будучи в курсе всего, что происходит на ритуальном рынке города, руководитель муниципального предприятия стал инициатором строительства самарского крематория. О своих инициативах, работе предприятия господин Шатохин рассказал в интервью корреспонденту 63.ru.
– Александр Юрьевич, ваше предприятие выиграло тендер на строительство самарского крематория. Когда начнется строительство? Как вы оцениваете перспективы – действительно ли нужен городу крематорий?
– Наше предприятие, действительно, выиграло тендер на проектирование и строительство самарского крематория – объекта, который длительное время был заморожен. В Самаре до сих пор наблюдаются разногласия по поводу того, нужен ли городу крематорий. Мое твердое убеждение – нужен. Тема строительства крематория неоднократно обсуждалась, в том числе на страницах самарских газет. Отношение к данному вопросу высказывалось неоднозначное. Вместе с тем, я уверен, эта проблема должна быть решена в ближайшие несколько лет. И это мое убеждение основано не на субъективных домыслах, а на объективных фактах. Одним из главных таких факторов является дефицит земли под захоронения.
К тому же, экономическая эффективность создания крематория очевидна. Эксплуатация его и для государства, и для граждан обходится в два раза дешевле, чем содержание кладбищ. Это связано с тем, что колумбарии – места захоронения урн с прахом – требуют не два квадратных метра замли, а 0,5 квадратных метра вертикальной стены. Степень воздействия на экология также заметно ниже при использовании крематория. Что касается сроков строительства данного объекта, если финансирование будет осуществляться в том объеме, как это запланировано в принятой Целевой программе «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара» на 2009–2025 годы, мы планируем запустить первую очередь крематория уже к 2012 году. В течение года планируется завершить проектирование и два года заложено на само строительство объекта.
– Недавно вы заявили, что в перспективе в Самаре может появиться мини-крематорий с колумбарием для домашних животных. Но ждать этого придется долго – примерный срок установки назначен от конца 2010 до 2012 года. Крематорий будет построен в рамках проекта по строительству «большого» крематория?
– Да, строительство мини-крематория с колумбарием для домашних животных запланировано в рамках целевой программы «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара» на 2009–2025 годы. Мы рассчитываем, что максимальный срок открытия данного заведения состоится к 2012 году, поскольку данная проблема является достаточно острой. К сожалению, на сегодняшний день ситуация с домашними животными складывается таким образом, что после смерти их либо закапывают на дачах, либо просто выкидывают на свалки, что, между тем, является административным правонарушением и наказывается штрафом.
– Еще одна интересная инициатива – создание на базе бывшего кинотеатра «Юность» специализированного похоронного центра. Знаем, что некоторые жители к данной идее относятся достаточно отрицательно... Будет ли найден консенсус? Какие услуги предложит похоронный центр?
– К сожалению, в средствах массовой информации в последнее время периодически появляются сведения о том, что МП городского округа Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» готовит буквально «акцию протеста» против местных жителей, намереваясь использовать здание бывшего кинотеатра «Юность» в совершенно неправомерных целях. При этом изначально распространение информации исходит не из первоисточника, а появляется на правах «слухов». Со своей стороны, хочу развеять любые возможные недостоверные факты. Нежилое здание, расположенное по адресу: улица Ново-Вокзальная, 28, в котором когда-то располагался кинотеатр «Юность», было передано МП городского округа Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг» Департаментом управления имуществом г.о. Самара на правах хозяйственного ведения. В настоящее время вопрос использования данного нежилого (причем в течение продолжительного времени!) помещения находится на стадии рассмотрения.
Действительно, одним из вариантов является открытие на его базе траурного дома с организацией специализированного прощального зала. Но, безусловно, окончательное принятие того или иного решения об использовании этого здания состоится с обязательным учетом СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Поэтому для недовольства некоторых жителей в настоящее время нет достаточных причин. У нас муниципальное предприятие, которое оказывает услуги населению, а потому совершенно очевидно, что любое наше действие оправдано необходимостью создать наиболее удобные условия.
– Прекращены ли захоронения на кладбище «Сорокины хутора»? Обоснованы ли возмущения граждан, уверенных что кладбище уже вышло за свои границы и вплотную приближается к их жилищам?
– «Сорокины хутора» – муниципальное кладбище, а потому территория его четко определена. Поэтому все захоронения производятся исключительно в рамках имеющихся границ. И на сегодняшний день эти захоронения возможны лишь в родственные могилы. Что касается сложившейся к настоящему времени ситуации с жителями расположенного рядом поселка, то, к сожалению, в большинстве случаев она трактуется односторонне, в том числе в местных средствах массовой информации. А между тем – есть другая, правовая, а не только этическая сторона вопроса. И здесь приходится констатировать, что большинство жителей поселка, чьи земельные участки с расположенными на них коттеджами находятся в непосредственной близости от кладбища, имеют свидетельства о государственной регистрации прав на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом, то есть объектом права являются участки именно для садоводства, а потому строительство здесь коттеджей как раз и является нарушением. Да и к тому же, нельзя отрицать тот факт, что кладбище сформировалось задолго до появления этих объектов.
– На ваш взгляд, должным ли образом ведется охрана кладбищ Самары и области?
– Необходимо определиться с понятиями – что значит «должным образом»? Безусловно, на каждом кладбище Самары организована охрана, но нужно отметить, что в поле ответственности попадает сама территория кладбища. Вместе с тем, многие жители часто обращаются к нам с жалобами о том, что могилы их близких осквернили, к примеру, сломали оградку, испортили памятник и прочее. В таком случае нам приходится отмечать, что могилы являются частной собственностью родственников умерших, а потому руководство кладбища ответственности за порчу такого имущества не несет. Все подобные ситуации рассматриваются правоохранительными органами.
– Правда ли, сейчас растет число горожан, вкладывающих деньги в участки на погосте, которые обходятся куда дороже, чем дачные сотки?
– О подобных фактах не слышал. Единственное, что можно сказать по данному поводу – в перспективе имеются планы по организации специальных VIP-участков под родственные захоронения, но это случится лишь после того, как будет решена проблема земли под захоронения для всех граждан, в частности – после того, как будет освоена территория в Кинельском районе.
– Ходят слухи, что в Самаре все чаще заброшенные могилы ровняют с землей, чтобы потом продать. Есть такие случаи?
– Думаю, это лишь слухи, поскольку нам, как муниципальному предприятию, не поступало ни одного заявления или обращения граждан, касающегося данного вопроса.
– Уполномоченный по правам человека Самарской области Ирина Скупова призвала убрать с первых этажей жилых домов так называемые «похоронные лавки». Дескать, они смущают горожан. Как вы считаете, может следует на законодательном уровне запретить предпринимателям открывать ритуальные бюро в жилых домах?
– Работа по запрету открытия ритуальных бюро в таких помещениях ведется уже сейчас. Более того, уже имеются прецеденты рассмотрения исков Роспотребнадзора, касающихся неправомерности открытия похоронных бюро в жилых домах, в суде. Думаю, эта работа продолжится, поскольку деятельность отдельных ритуальных организаций необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
– Александр Юрьевич, а на ваш личный взгляд, насколько этично из похоронных услуг делать бизнес?
– Я бы не стал называть это бизнесом. Ритуальные услуги – это необходимость, такие же услуги населению, как и многие другие. Для «Спецкомбината ритуальных услуг» – это повседневная и ответственная работа. У нас муниципальное предприятие, а потому ни о каком бизнесе речи быть не может: мы предоставляем населению ритуальные услуги по установленным муниципальным расценкам. Вместе с тем, существует целый ряд частных ритуальных организаций, которые, действительно, пытаются построить на этом бизнес и получить прибыль, что, с этической точки зрения, действительно, нонсенс.
– А серьезное ли влияние оказал кризис на рынок похоронных услуг?
– С начала кризиса произошли определенные изменения во многих сферах деятельности, и рынок ритуальных услуг не стал исключением. К сожалению, не все организации, представленные здесь, среагировали на изменившиеся потребности населения. Что касается «Спецкомбината ритуальных услуг» – это предприятие муниципальное, а потому мы просто не могли остаться в стороне от тех социальных проблем, которые породил кризис. В частности, мы уделили особое внимание малообеспеченным категориям населения: сегодня только наше предприятие оказывает малообеспеченным гражданам комплекс услуг по захоронению, включая стоимость гроба, доставку, непосредственно саму процедуру захоронения и прочее по фиксированной стоимости – четыре тысячи рублей, равной стоимости гарантированного перечня услуг, согласно федерального закона №8-ФЗ.
У нас также предусмотрены скидки по всем категориям льготников. Мы нашли источники поставки отдельных ритуальных принадлежностей по более низким ценам, что, безусловно, позволило снизить цены на них и для конечных потребителей. В частности, стоимость необитого гроба снизилась, в среднем, на 700 рублей, обитого – на 1000-1500 рублей. К сожалению, эта тенденция коснулась далеко не всех организаций, также представленных на рынке ритуальных услуг: многие по-прежнему продолжают удерживать высокие цены на аналогичные товары, извлекая из их продажи весьма существенную прибыль.
Коллектив «Спецкомбината», со своей стороны, продолжает вести работу в направлении снижения цен для населения. Не так давно мы выступили с инициативой создания единой службы централизованного снабжения ритуальной продукцией, основная цель которого – снизить закупочные цены на ритуальные товары. Это мероприятие будет выгодно и организациям, и потребителям, для которых стоимость отдельных товаров может снизиться до 30-40%. На сегодняшний день данную инициативу поддержали члены НП «Ритуал» и некоторые другие организации. К сожалению, на столь важное социально направленное мероприятие никак не отреагировали члены НП «Волга», хотя подробная информация была доведена до сведения всех участников рынка.
– В Самаре активизировались так называемые «похоронные агенты». Не успел пожилой человек умереть, к его родственникам уже бегут от 5 до 10 агентов ритуальных услуг. Есть случаи драк между сотрудниками этих предприятий. Очевидно, информацию о смерти им «сливают» медики скорой помощи, милиция... Как можно бороться с навязчивостью агентов? И нужно ли?
– К сожалению, данный факт имеет место быть. Отчасти, такая ситуация возникла из-за возрастающей конкуренции на рынке ритуальных услуг и некоторые участники этого рынка, пользуясь ситуацией горя и потери близкого человека, навязывают свои услуги, зачастую по недопустимо завышенным ценам. Понятно, что, находясь в состоянии аффекта, многие граждане соглашаются на предлагаемые условия.
В практике работы агентов нашего предприятия бывали случаи, когда после вызова и приезда в дом, где случилось горе, им приходилось в буквальном смысле этого слова сталкиваться с представителями других ритуальных агентств. Конечно, ситуация абсолютно неприемлемая и, конечно, необходимо сводить такие случаи к минимуму. Как это сделать? Во-первых, самим людям необходимо быть бдительными. Понятно, что в такой печальной ситуации перестаешь обращать внимание на внешние события. Но все-таки позволять пользоваться сложившимся положением коммерсантам не стоит. Безусловно, необходимо провести работу и среди сотрудников скорой помощи, милиции, которые, действительно, порой помогают недобросовестным участникам рынка зарабатывать на горе людей.