Большая хоральная синагога, построенная столетие назад в Самаре, сейчас переживает не лучшие времена. Памятник федерального значения, который был практически разрушен за прошедшее десять лет, стал предметом борьбы за право собственности между еврейскими организациями губернии. На его восстановление требуются сотни миллионов рублей. Ни одно еврейское сообщество области не в состоянии в одиночку осилить такой объем финансовых затрат. О том, какое решение проблемы синагоги было в итоге найдено, корреспонденту 63.ru рассказал председатель самарской еврейской религиозной общины Евгений Каганов.
– Евгений Леонидович, на этой неделе еврейские организации объединились в составе координационного совета. Каковы его цели и задачи?
– Основная цель совета – это решение комплекса проблем, связанного с большой хоральной синагогой. Как вы знаете, вот уже почти полтора года идет судебный процесс. Государство в лице Росимущества обратилось в суд с иском о расторжении договора на пользование зданием с иудейским религиозным обществом. Это связано с тем, что собственник в течение многих лет не выполнял свои обязательства по реставрации объекта.
– Расскажите, что представляет собой координационный совет, у кого впервые появилась идея создания совета?
– Идея появилась сразу у многих руководителей еврейских организаций, прежде всего из-за того, что столь длительный судебный процесс пока ни к чему не привел. И это в свою очередь отрицательно влияет на имидж еврейской общины. Все пришли к пониманию того, что, объединившись, мы сумеем быстрее договориться и в более полном объеме отстроить здание синагоги на благо всех евреев Самарской области. Теперь мы хотим, чтобы пользователями большой хоральной синагоги стали все евреи области, а не одно какое-то общество или организация. Переговоры о создании совета ведутся с августа текущего года. На последнем заседании суда, которое состоялось 1 сентября, выступили все заинтересованные стороны с предложением объединиться. Суд согласился перенести слушания на один месяц, с тем чтобы к 1 октября мы уже пришли с заключенным договором между всеми еврейскими организациями о дальнейшем совместном использовании здания синагоги после введения ее в строй. Кроме этого, в документе рассматриваются моменты как более быстро и качественно отреставрировать синагогу.
– Сколько представителей еврейских организаций входит в координационный совет?
– На сегодняшний день в состав совета вошло около 20 человек от различных еврейских организаций. Помимо Самары есть представители из Тольятти и Сызрани. В дальнейшем планируется расширение состава совета. Будут приглашены уважаемые люди из еврейской общины, которые, может, не так сильно вовлечены в деятельность, касающуюся хоральной синагоги, но пользуются уважением и авторитетом в городе.
– Как давно иудейское религиозное общество взяло на себя обязательства восстановить полуразрушенное здание хоральной синагоги?
– Обязательство было взято в 1998 году. Все эти годы здание синагоги было заброшено, в нем была уничтожена крупнейшая библиотека в Поволжье – около 15 тысяч томов. Кроме этого, потерян музей еврейской общины. Прошло уже более 10 лет с тех пор, как ни одна еврейская организация не может пользоваться зданием синагоги, то есть фактически все они оказались бездомными.
Наша организация, которая объединяет большинство еврейских общин Самарской области, – это Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Мы неоднократно выступали на самом высоком уровне с предложениями полностью взять на себя финансирование работ по комплексной реставрации хоральной синагоги. Писали гарантийные письма, да и сегодня готовы взять на себя эти обязательства. Но пока что идет череда судебных разбирательств и синагога не реставрируется. Первоначально решением арбитражного суда Самарской области договор с пользователем (иудейским религиозным обществом), не выполнившим своих обязательств, был расторгнут. Затем Одиннадцатый апелляционный суд постановил: отмененное мировое соглашение между сторонами должно быть вновь заключено. После этого окружной федеральный суд в Казани отменил его и направил дело на новое рассмотрение. На сегодняшний день ситуация фактически вернулась к моменту, когда арбитражный суд расторгнул договор на пользование хоральной синагогой между Росимуществом и иудейским религиозным обществом.
– Мне кажется, управлять реконструкцией здания синагоги должен все-таки кто-то один. Трудно представить, что все еврейские общества будут задействованы в этом процессе.
– КЕРООР видит решение этого вопроса следующим образом. Мы предлагаем зарегистрировать созданный координационный совет в качестве юридического лица. То есть это будет ассоциация юридических лиц. Предполагается, что именно координационный совет будет новым пользователем. А иудейское религиозное общество, влившись в состав совета, передаст ему права на владение зданием синагоги. Все эти нюансы, а также взаимоотношения между обществами внутри совета как раз и будут прописаны в договоре.
– Каковы объем необходимых финансовых вливаний и временные рамки завершения реконструкции хоральной синагоги?
– По оценкам разных экспертов, объем финансирования полной реставрации составляет от 10 до 15 миллионов долларов (300-500 миллионов рублей). Сам процесс реконструкции продлится от трех до пяти лет. Отмечу, что на последнем судебном заседании представители иудейского религиозного общества представили письмо, в котором гарантируют Росимуществу в течение трех лет вложить в реставрацию и реконструкцию здания синагоги 30 миллионов рублей. На основании этого Росимущество готово было заключить мировое соглашение. Мы, естественно, возражали против этого, потому что объем гарантируемых вложений составляет не более 10% от требуемого. Суд согласился с нашей позицией. Хочу отметить, что еще два года назад КЕРООР готов был вложить в реконструкцию здания 120 миллионов рублей. Единственно, что стало очевидным, – это то, что в одиночку какой-либо еврейской организации не справиться с задачей реконструкции хоральной синагоги. Необходимо объединять усилия.
– Евгений Леонидович, как складываются взаимоотношения еврейской общины с представителями других религиозных конфессий региона?
– Мы стараемся поддерживать теплые, близкие взаимоотношения со всеми. Активное участие принимаем в работе Дома дружбы народов. Участвуем во многих национальных праздниках. Был период, когда еще не открылась наша синагога на Садовой 52, мы в течение трех лет осуществляли свою деятельность в Доме дружбы народов. В то время многие активно помогали нам. Поэтому еврейское сообщество очень толерантно и с большим уважением относится ко всем конфессиям, которые существуют в области. Отмечу, что сейчас, когда вокруг большой хоральной синагоги идет не простой судебный процесс, многие наши друзья разных национальностей звонят, встречаются с нами и интересуются нашими проблемами.
– А могут ли простые граждане Самары прийти к вам в синагогу и приобщиться к еврейской культуре?
– Конечно. Сейчас в Самаре действует синагога, которая скоро отметит свое двухлетие. У нас проходят все еврейские праздники и уроки по еврейской традиции. Кроме этого, существует много молодежных программ, издается своя газета, работает сайт в Интернете. В своей синагоге мы рады видеть всех. К сожалению, она не такая просторная, как большая хоральная. Поэтому, когда собирается много людей во время праздников, иногда не всем хватает места. Отмечу, что в последние годы, особенно с приходом в нашу страну экономического кризиса, в синагоге отмечается приток посетителей. Возможно, люди стали понимать, что погоня за деньгами – не самое главное, и есть вещи гораздо более важные – духовные ценности.
– Как вы оцениваете положение с веротерпимостью сегодня в самарском обществе?
– На этот счет в Самаре ситуация достаточно спокойная. Даже бывает, что помощь в решении каких-либо проблем приходит со стороны представителей других конфессий. В то время как внутри еврейской общины иногда бывают разногласия и обиды.
– Евгений Леонидович, как вы думаете, нужна ли религия человеку в современном мире? Или люди обращаются к ней только в тяжелые времена?
– Несомненно, что сегодняшнее общество во многом оторвано от своих корней, в том числе и от религиозных. На это повлияли многие факторы, не последнюю роль сыграла и советская власть. Всем известно, что в те времена разрушались храмы, синагоги, мечети. Если век назад практически 100% населения было религиозным, то сейчас ситуация совершенно другая, у людей другие ценности в жизни. Но в последнее время есть тенденция, когда многие люди, наоборот, пытаются приобщиться к религии, обрести вечные ценности, это не может не радовать.
– У евреев есть какие-нибудь принципиальные отличия от других национальных сообществ?
– Я считаю, что у всех национальностей есть свои уникальные особенности. Потому что у всех разная история зарождения и развития. Эти нюансы влияют на национальное самосознание, традиции и обычаи. В этом нет ничего плохого, наоборот, хорошо, что мы все такие разные и вместе с тем уважающие друг друга. У каждого есть возможность почерпнуть, что-то новое из чужой культуры, стать духовно обогащенным человеком. Еврейская религия и традиции – одни из наиболее древних, но мы с уважением относимся ко всем другим религиям.
– Вы сталкивались в Самаре с проявлениями антисемитизма?
– Я не могу сказать, что в последние годы это явление наиболее остро. В начале девяностых годов в Самаре существовали акции, во время которых различные листовки оскорбительного содержания в адрес евреев распространялись по улицам города. Нам даже приходилось иногда ездить на машине по городу и обрывать их. Пытались как-то бороться с этим явлением. Но в последнее десятилетие все спокойно, и антисемитизма в больших масштабах я не замечаю. В этом плане самарский регион довольно спокойный и стабильный. Власти в свою очередь делают все, чтобы все народы жили в мире. Быть может, есть определенные проявления на бытовом уровне, в каких-то конкретных случаях. Но это зависит уже от самих людей, их культуры и воспитания.