Заключенные колонии № 6, расположенной в поселке Управленческий, обратились к уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой. По их мнению, следователи оказывают давление на других осужденных, требуя дать нужные им показания. Многочисленные нарушения не только в колонии № 6, но и в других исправительных учреждениях были обнаружены и в ходе прокурорской проверки, результаты которой были обнародованы в среду, 30 сентября. Так, по факту бунта в ИК-6 были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц, некоторые из них уволены.
Напомним, что 23 сентября прошлого года в колонии № 6 возникла драка между заключенными. Сотрудники исправительного учреждения вовремя остановить ее не смогли, и она переросла в бунт. В ходе этих событий погибли два человека, 34 получили травмы различной степени тяжести.
Во время беспорядков осужденные использовали зажигательную смесь. Были сожжены камера строгого содержания и часть помещения одного из общежитий. Конфликт усмирили с помощью ввода дополнительных сил УФСИН, огнестрельное оружие не применялось.
Четких требований заключенные не выдвигали. По неофициальной информации они желали добиться отставки руководства колонии и перевода ее на самоуправление самими заключенными. «Установлено, что инициаторами бунта были восемь человек. Мотив – хулиганство, обвиняемые были неоднократно судимы», – ранее сообщил корреспонденту 63.ru руководитель СУ СКП РФ по Самарской области Виталий Горсткин.
Причиной ЧП могло стать то, что так называемые «активисты» колонии, которые сотрудничали с руководством спецучреждения, потребовали у других осужденных прекратить нарушение режима. «Однако эти требования, возможно, были сопряжены с нарушением режима со стороны самих «активистов». Днем произошла драка, в которой участвовало небольшое количество заключенных. Вечером люди вышли из помещений и начали жечь вышки, на которых находились «активисты». Погибший был как раз на одной из таких вышек», – выдвинула предположение уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова.
По мнению подозреваемых в организации бунта, следователи оказывали давление на других осужденных с требованием дать нужные им показания. Кроме того, большинство обвиняемых содержались в одном из следственных изоляторов области почти год. За это время к каждому из них следователь якобы приходил только один раз. Длительность беседы с каждым из подозреваемых и обвиняемых составила 10-15 минут.
На эти и другие нарушения заключенные попросили обратить внимание уполномоченного по правам человека в Самарской области. «Проверка, проведенная по жалобам осужденных из ИК-6, а теперь обвиняемых по статьям 321 и 212 Уголовного кодекса РФ, показала следующее. Некоторые из тех, кто проходит по делу о беспорядках 2008 года в качестве обвиняемых, на момент событий содержались в штрафном изоляторе и помещениях камерного типа, то есть в изолированных охраняемых помещениях, а значит, физически не могли инициировать драку и поджог. Об этом свидетельствуют постановления о помещении их в ШИЗО с указанием дат водворения и сроков отбытия наказания. Имеются также свидетельские показания о времени вывода их из здания, когда пожар уже распространился по территории. Поэтому мною направлены соответствующие обращения в адрес руководителя СУ СКП РФ по Самарской области Виталия Горсткина и в адрес прокурора области Юрия Денисова», говорится в официальном заявлении омбудсмена.
В среду, 30 сентября, об обнаруженных нарушениях, зафиксированных в ходе проверки, заявило и руководство областной прокуратуры. «В ходе проверки ИК-6 были привлечены к административной и дисциплинарной ответственности 17 должностных лиц, некоторые из них уволены. Условия содержания заключенных были улучшены. Отмечу, что планируется существенно усилить меры по обеспечению безопасности сотрудников и исправить недостатки в их работе. В колониях Самарской области находятся более 20 тысяч заключенных: 18,5 тысячи – в тюрьмах, две тысячи – под следствием. Эти цифры превышают допустимые на тысячу человек. Отдельно отмечу тот факт, что большинство зданий исправительных учреждений были построены в 70-80-х годах и попросту устарели. В тюрьмах фактически не хватает места, они переполнены. И только 20 процентов от общего количества трудоспособных заключенных могут работать в месте отбывания наказания и получать за это деньги», – рассказал корреспонденту 63.ru начальник отдела по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Николай Черняков.
Представители надзорного органа надеются, что в ходе реформы пенитенциарной системы сложившуюся в исправительных учреждениях ситуацию удастся улучшить, тем более что пост руководителя Федеральной службы исполнения наказаний не так давно занял экс-руководитель областного ГУВД Александр Реймер. «Так, планируются изменения в сфере надзора за заключенными в губернии. Основная цель реформы – постепенная ликвидация колоний общего режима и переход на содержание преступников в одиночных и двухместных камерах, тюрьмах трехуровневой системы. Кроме того, для того чтобы ограничить общение между заключенными, будет создана система видеонаблюдения за преступниками. Эти меры сделают создание новых ОПГ на территории исправительных учреждений невозможным. А переход на изолированную систему содержания позволит решить проблему проникновения запрещенных предметов в тюрьмы», – считает заместитель прокурора Самарской области Александр Галуздин.