Некогда гордость самарской губернии сейчас стала ее обузой. Последние несколько месяцев проблемы «АвтоВАЗа» не сходят с первых полос российских газет. По итогам года ожидаются беспрецедентные убытки в 30 млрд руб. И если автозаводу никто не поможет, то практически все жители Тольятти в итоге останутся без работы, а область ждет социальная катастрофа.
На этой неделе в Тольятти прошла пресс-конференция руководства «АвтоВАЗа». Главным заявлением, которое было сделано на мероприятии, можно назвать неожиданное признание исполнительного вице-президента автоконцерна Олега Лобанова. По его словам, руководство завода не исключает возможность банкротства предприятия, если его долги не будут реструктуризированы. Ситуация с долгами критична. На 1 октября текущего года кредиторская задолженность «АвтоВАЗа» составляла 62,1 млрд рублей. Основные кредиторы завода («Сбербанк», «Глобэкс» и его владелец «Внешэкономбанк») ссужали «АвтоВАЗ» деньгами под высокие проценты (17,5-18% годовых), пояснил Олег Лобанов. Выплата этих процентов обойдётся заводу в октябре в 770 млн рублей, что для него непосильно. Кроме долгов перед банками и акционером, завод должен 9 млрд рублей поставщикам и подрядчикам, 2,6 млрд рублей из них уже просрочено. До конца года долги АвтоВАЗа могут вырасти до 75,2 млрд рублей, а чистый годовой убыток должен составить 30,7 млрд рублей.
Стоит, однако, отметить, что речь идет не о полной остановке конвейера, а о банкротстве «АвтоВАЗа» как юридического лица. Это позволит не отдавать долги банкам. Но это совсем крайняя мера, до которой, будем надеется, не дойдет.
И вот тут кроме как государству заводу помочь никто не сможет. Автозаводу уже было выделено 24 млрд руб. бюджетных денег, но этого хватило только на частичный расчет с поставщиками и кредиторами. Теперь завод просит от государства еще 30 млрд руб. безвозмездно. И в такой ситуации руководству нашей страны деваться некуда. Если автозавод не выживет, то помимо сокращения его 100 000 сотрудников, будут уволены еще около 300 000 человек со смежных производств. Это вызовет необратимый социальный взрыв, а экономические последствия для всей области будут крайне неприятны.
«АвтоВАЗ» скупает банки
Несмотря на свое бедственное положение, автозавод находит средства на покупку банков.
В отчете «АвтоВАЗа» за первое полугодие говориться: ««В течение шести месяцев, истекших 30 июня 2009 г., «АвтоВАЗ» приобрел 20% акций ЗАО АКБ «Новикомбанк» за 1 млрд 605 млн руб.». Далее добавлено, что из-за обесценивания инвестиций к 30 июня 2009 года завод потерял 693 млн рублей. Впрочем, стоит отметить, что «Новикомбанк» также принадлежит «Ростехнологиям», как и сам автозавод. Подобная сделка, не что иное, как вид «взаимопомощи».
Сейчас в правительстве рассматривается несколько вариантов помощи заводу. Первая, это возможность выпуска облигаций завода на 30 млрд руб., которые выкупят государственные банки («Внэшэкономбанк», «Сбербанк»). Но руководство этих банков уже высказалось, что не считает целесообразным выкуп облигаций. Тогда была предложена альтернатива – дополнительный выпуск акций завода за счет которого его долги будут конвертированы в акции. Только нужны ли банкам акции убыточного завода? Впрочем, наивно было бы полагать, что это решение банки будут принимать самостоятельно.
Не стоит забывать про автозавод и одному из его новых акционеров – французcкому Renualt. Об этом французам недвусмысленно намекнул премьер министр страны Владимир Путин. С берегов Сены сразу был получен ответ – мы поможем! Чем? Это пока еще вопрос. Рассматривается вариант переноса производства популярной модели Logan на площадку в Тольятти, или же начало сборки одной из марок Nissan.
Помимо вышеперечисленного, «АвтоВАЗ» в качестве антикризисных мер предложил государству за счет федерального бюджета компенсировать убытки от январского простоя производства (в первом полугодии - 5,7 млрд рублей), передать мэрии Тольятти все непрофильные активы (это позволит ему экономить до 1,8 млрд рублей в год), предоставить пятилетние льготы по налогу на имущество и землю, стимулировать спрос на автомобили при помощи запуска программы утилизации старых машин, а также предоставить государственные гарантии и субсидии на компенсацию процентов по кредитам в размере ставки рефинансирования (сейчас 10%).
Помимо этого, антикризисный план спасения завода предусматривает сокращение 22 000 сотрудников. С этим пунктов вообще случился курьез. Пресс-служба «АвтоВАЗа» в конце сентября распространило официальное сообщение о готовящихся массовых увольнениях. Однако, на прошлой неделе автозавод посетил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Во время встречи с заводчанами, Шувалов всех заверил, что никаких увольнений 20 000 сотрудников не будет, что все это «слухи». Этим он поставил в тупик руководство автозавода. Придумали следующую схему – 14 000 сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста все-таки будут уволены, а еще 7 000 сотрудников будут «временно сокращены». По заверению президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова, в 2012 г. этих людей вновь позовут на работу на завод.
Сейчас судьба завода решается в правительстве. По всей видимости, окончательное решение по Волжскому автомобильному заводу будет принято 10 ноября правительственной комиссией под председательством Шувалова.