

В конце октября исполняется три года с момента прихода к власти в Самаре действующего главы города Виктора Тархова. Как мэр оценивает итоги своей деятельности за это время? Какие перспективы у Самары видит Виктор Тархов?
Кто будет спонсором предвыборной кампании мэра в следующем году? Об этом глава города рассказал журналистам в пятницу, 30 октября.
– Виктор Александрович, как вы лично оцениваете свою деятельность на посту мэра?
– На мой взгляд, быть довольным своей деятельностью в полной мере может только дурак. Что-то нам удалось, а что-то нет. Мне, например, казалось, что мы развернем работу по строительству паркинга значительно быстрее, но кризис притормозил этот процесс. Мэрия озабочена сейчас тем, каким образом можно создать комфортные условия для владельцев авто, ибо контролировать количество автомобилей в Самаре – невозможно. У кого-то сейчас две машины, у кого-то три. По сути, это личное дело каждого, и вмешиваться в это муниципальные власти не имеют права, и это правильно. Хочется отметить еще один факт. В Самаре 30% территории – газоны, кроме того, в городе очень широкие тротуары, такие, словно по ним должны ходить солдаты шеренгой в пять человек. Если вы бывали в старых западных городах, то наверняка обратили внимание, что там обратная ситуация: газонов нет вовсе, тротуары очень узкие. Мы слишком богатые на землю, и не обращаем на это внимание. Хотя, на мой взгляд, нужно ориентироваться именно на пример старых западных городов.
Мэрия будет работать над программой, которая могла бы позволить автомобилистам чувствовать себя более комфортно, и эта программа сейчас разработана для каждого из районов города, хотя не всем это нравится. Мы будем строить многоуровневые подземные парковки и одноуровневые надземные. Это мероприятие сугубо коммерческое, заниматься им будет не город, мы только предоставляем землю на льготных условиях.
Кроме того, сейчас мы активно занимаемся собственными доходами на душу населения. Могу сказать, что в Приволжском федеральном округе мы номер один по этому показателю. По бюджетной обеспеченности, к сожалению, нет. Как ни странно, лучший город в этой отрасли – Астрахань. Тем не менее самарский уровень собственных доходов на душу населения как-никак, но душу греет.
– Что вы считаете самым большим достижением вашей команды за эти годы?
– Ничего. Честно говоря, мне даже некогда на эту тему думать. Я привык к тому, что моя главная задача в том, чтобы все двигалось, вертелось и развивалось. Как на заводе. А именно с заводом можно сравнить работу города. Как мэр ты начинаешь свою деятельность с того, что с помощью диспетчеров выясняешь обстановку: где что горело, где были случаи суицида, где прорвало трубу и так далее. После этого ты уже готов работать. Подсчитывать очки в свою пользу в это время нет возможности, да и смысла особого тоже.
– Дайте оценку бюджета на 2010 год, который сейчас принимается городской думой?
– По сравнению с прошлым годом мы потеряли около 8,1% дохода в бюджет. При этом в течение 2009 года, главные потери это доходы от аренды муниципального имущества. Они упали более чем на 500 миллионов рублей. Также вырос налог на землю, хотя я этим крайне недоволен. Во вторник, 3 ноября, мы будем подробно рассматривать – что нужно сделать для того, чтобы увеличить доходы в бюджет города. Мы ориентируемся на показатели городов-аналогов. Вообще, перенимать чужой полезный опыт – не новая практика для нас. Например, моя команда в понедельник вылетит в подмосковный город Мытищи. Если верить информации, которая есть в Интернете, власти этого города за последние три года в пять раз увеличили сбор земельного налога. Чтобы не изобретать свой собственный «самарский велосипед», мы хотим посмотреть, какие действия по сбору налогов предпринимают в других муниципалитетах
На мой взгляд, в целом, принимаемый бюджет колеблется между пессимизмом и оптимизмом, ближе к пессимистическому варианту. Мы заложили 5,5% дефицита бюджета, хотя законом разрешено 10%. Так что у депутатов есть «разбег», и можно двигаться. Я недоволен той его частью, что касается ЖКХ – затраты на эту отрасль попридержали. На мой взгляд, это неправильно.
Главная задача города – богатеть. И у города есть такая возможность. Будем надеяться, что кризис скоро нас отпустит, и все пойдет в нормальном русле.
– Как вы воспринимаете тот факт, что Самара сейчас находится на 13 месте в областном рейтинге?
– Рейтинги и критерии от лукавого. Я знаю, что по обеспеченности доходами на душу населения мы вторые после Новокуйбышевска, а три года назад мы были седьмые или восьмые. Нужно оперировать конкретными цифрами.
– Как в Самаре обстоят дела с обеспечением ветеранов ВОВ жильем?
– Неплохо, но нужно оттолкнуться от того, что это делается в рамках указа президента РФ. В указе сказано, что жильем ветеранов нужно будет обеспечить до 1 мая 2010 года. Естественно, главы субъектов хотят отличиться и сделать это раньше.
Месяц назад губернатор Самарской области Владимир Артяков проводил совещание по этому вопросу. На тот момент из 128 ветеранов квартиры были предоставлены всего четверым. На сегодняшний день их число дошло до 37. То есть, легко подсчитать, что проблем с обеспечением ветеранов жильем нет.
Существует некая проблема. Она заключается в долевом определении квадратного метра. Ветерану, не обеспеченному жильем, нужно дать 36 квадратных метров. Но сказано, что стоимость одного квадратного метра – 29 450 рублей. Но таких цен ни на первичном, ни на вторичном самарском рынке недвижимости нет. Ветеранам выделяется, грубо говоря, миллион рублей, а жилье стоит 1 250 000. Мы вышли с предложением к областному правительству, чтобы найти недостающие 250 тысяч на душу, с тем чтобы наши ветераны не бегали по родственникам, собирая необходимую сумму. Область сейчас размышляет на эту тему.
– В 2006 году на предвыборной гонке вас поддерживало четыре крупные промышленные группы. За три года вы выполнили обязательства перед ними?
– Не буду скрывать, что на время выборов у меня не было полнокровной команды. Конечно, я мог «обокрасть» в кадровом вопросе нефтепереработку. Но там люди специфические: нет там специалистов по образованию или дошкольному воспитанию. Поэтому пришлось искать людей со стороны.
– Кто будет вашим спонсором на грядущей предвыборной гонке?
– Спонсором в предстоящей предвыборной кампании буду я сам.
– Как вы можете прокомментировать информацию о том, что с приходом господина Шатохина цены на ритуальные услуги повысились в два раза?
– Эта информация не соответствует действительности.
– Как обстоят дела с небольшими субъектами, находящимися в черте города, таких как Прибрежное, Южное, Береза?
– В поселке Прибрежный я был два раза, в Березе тоже был несколько раз. Естественно, бываю я и на Мехзаводе, и в Зубчаниновке и так далее... В чем тут сложность? В городе два полярных района – Куйбышевский и Красноглинский. И к каждому нужен особый подход. И мы над этим, естественно, работаем.
В Прибрежном есть проблема – отсутствие Дома культуры. То есть, нет места, где бы люди могли бы отдохнуть. Проблему здравоохранения в Прибрежном мы решили после долгих споров с УВД области. Надеемся теперь, что и проблема с Домом культуры тоже решится в ближайшее время.
– Как сейчас обстоят дела с отоплением школ?
– Кроме одной школы, ремонт которой закончится 31 октября, все школы и дошкольные учреждения обеспечены отоплением.
Стоит также отметить, что ситуация в городе с отоплением удовлетворительна. Правда, некоторые учреждения отключены за долги. Например, Кинотеатр «Художественный». Кроме того, к великому сожалению, имеют место огрехи в проведении гидроиспытаний системы теплопровода в Самарском районе.
– Какие задачи на будущее стоят перед региональным отделением партии «Справедливая Россия»?
– Сейчас численность отделения 8800 человек. Перед ними поставлена задача – довести численность до 12 тысяч. К глубокому сожалению, члены партии есть на каждой административной территории, а вот руководителей партий практически в каждом третьем случае нет. Для меня это всегда было загадкой. Кроме того, выяснилось, что все они без работы... Это свойственно сельским районам. Полагаю, что эту проблему мы скоро решим.