Город Наталья Солженицына, глава «Русского общественного фонда»: «Меня очень поразило обилие мест в Самаре, связанных с различными историческими событиями»

Наталья Солженицына, глава «Русского общественного фонда»: «Меня очень поразило обилие мест в Самаре, связанных с различными историческими событиями»

На прошлой неделе Самару посетила вдова всемирно известного русского писателя Александра Исаевича Солженицына Наталья Дмитриевна.

Она поделилась с корреспондентом 63.ru своими впечатлениями о городе, и рассказала о своей деятельности и планах.

Наталья Дмитриевна, как вам музыкальный фестиваль?

– Вы знаете, у меня была очень короткая программа, я была в городе только полтора дня. Музыкальный фестиваль, конечно, явление крупное, хотя и недавнее, я надеюсь, что это будет продолжаться. Считаю, что эта инициатива маэстро Гергиева и вашего губернатора Владимира Артякова в высшей степени положительная, потому что не часто и не у каждого народа рождаются такие крупнейшие фигуры, каким был Мстислав Ростропович. Он был не только гениальным музыкантом, но и гениальным человеком и личностью, такого, знаете зарожденческого склада. То, что такой фестиваль затеяли и он проходил у вас в Самаре во второй раз и теперь будет проходить у вас и нигде, кроме Самары, – это, по-моему, очень хорошо и для фестиваля Ростроповича, и для Самары. Вообще, задает некую нравственную планку для того, что мы не должны быть иванами непомнящими, а должны все свое хорошее хранить и беречь, друг другу и молодым поколениям напоминать об этом

Удалось посетить еще какие-либо места в городе? Например, разрушенное здание самарской пересыльной тюрьмы?

– Мне устроили частную экскурсию на машине. Правда, она длилась недолго. В общем показали много мест. Меня очень поразило обилие мест в Самаре, связанных с различными историческими событиями: как с очень старыми, так и с совсем недавними, более близкими к нашему времени, но очень значительными. Такое количество исторических мест меня очень подкупило, так как я к этому неравнодушна. Кроме того, первым делом с утра (я прилетела ночью) хотелось посетить место куйбышевской пересыльной тюрьмы, где Александр Исаевич провел некоторое время в 1950 году. Это посещение было для меня очень волнительным, очень важным. В «Архипелаге ГУЛАГ» он описывает эту куйбышевскую пересылку и пишет там:

«Там на холме над нами стояла женщина, в ее фигуре были тревога, волнение и любовь... она вглядывалась в низину, где мы были, в попытках привлечь кого-то своего... И для нас она была символом, что нас ждут, что нас любят, что еще не все потеряно и надо стараться выжить... Надеюсь что когда-нибудь всем женщинам России, которые так ждали своих мужей из ссылок, будет поставлен памятник именно на этом Самарском холме...». Я говорила на эту тему с разными людьми, что было бы замечательно, чтобы Самара была бы родиной такого памятника. Понимаете, это был бы памятник не только жертвам ГУЛАГа, но и тем, кто оставался на воле и ждал своих родных и близких

Наталья Дмитриевна, как вы относитесь к идее создать в Самаре музей имени Александр Исаевича? Если таковой все-таки откроется, сможете ли вы передать музею какие-либо экспонаты?

– Мне известна такая идея. Однако о ней должны высказываться сами самарцы. Если это будет музей жертвам политических репрессий, то к этой идее я отношусь положительно, потому что наши дети и внуки и правнуки должны знать свою историю именно для того, чтобы она не повторилась. Об этом должны заботиться мы сами

В будущем я смогу передать в этот музей в качестве экспонатов книги, фотографии, бумаги.

Вы возглавляете общественный фонд имени Солженицына, помогающий репрессированным гражданам. Нет ли у вас информации, много ли таких людей в Самарской области?

– Да, есть такая информация, но скольким людям мы помогаем, я не могу наизусть сказать. Всего таких людей, которых мы называем «пенсионерами от ГУЛАГа», около трех тысяч. Мы помогаем им на регулярной основе. Сколько именно в Самарской области, я могу вам сказать, только вернувшись домой и посмотрев документы. Мы оказываем материальную помощь таким людям. Фонд создавал сам Александр Исаевич сразу после того, как его выслали из страны. В этот фонд стекаются все мировые гонорары за книгу «Архипелаг ГУЛАГ» на всех языках. В уставе фонда прописана его главная цель, задача номер один: помогать бывшим политзаключенным. Тогда, правда, они были еще не бывшими, но сейчас уже, слава Богу, бывшие. Они составляют самую уязвимую часть нашего общества. Ведь те, кто выжил, здоровье оставили в лагерях. У многих нет семьи, потому что в те годы, когда люди ее создают, они сидели. Этим людям порой не хватает денег не только на лекарства, но и на хлеб. Наш фонд оказывает им материальную помощь, а в некоторых случаях выдает им деньги на операции. Также помогаем разрешить всякие экстремальные ситуации, покупаем одежду, лекарства.

Наталья Дмитриевна, планируете ли вы еще раз посетить Самару, и в связи с какими событиями?

– Очень возможно, но сейчас такого не планирую. Но, во всяком случае, хотела бы. Если в Самаре будет решаться вопрос с памятником женщине на холме, ждущей своего любимого из ГУЛАГа, то, конечно, приеду, если буду жива к тому времени. Если какую-либо улицу назовут в честь Солженицына, то приеду и более тщательно познакомлюсь с Самарой.

Скажите, как вы оцениваете уровень сегодняшних молодых писателей? И в целом современной русской литературы?

– Вы знаете, надо прямо сказать, что сейчас тревожное, турбулентное время, когда много перемен в общественной и государственной жизни. Такое время для литературы неблагоприятно. Это время хорошо для журналистики, для «быстрой» публицистики. А писатели – это такой народ, который пишет свои произведения на определенном временном промежутке от важных событий. На коротком расстоянии осмыслить важность таких событий, как правило, не удается, потому что современники говорят часто в запале, в полемике, в обиде, справедливой обиде. Но масштаб и накал этой обиды иногда занавешивает от нас подлинное соотношение вещей. Поэтому для серьезной большой литературы не пришло еще время, но молодых писателей у нас сегодня очень много. Многие пишут очень талантливо, но пишут такую литературу, которая через 10-20 лет не будет востребована в силу того, что она написана на злободневные темы. В общем, это такая литература, может быть, и хорошего качества, но не долгожительница.

Наталья Дмитриевна, очень бы хотелось узнать, каких авторов – современных и классических – вы сегодня предпочитаете?

– К сожалению, не могу ответить на этот вопрос. По уставу нашей премии (Премия современным писателям, ее учредил сам Александр Солженицын. – Прим. ред. 63.ru) все члены жюри не имеют права публично называть какие-либо собственные предпочтения, потому что это может быть истолковано как некая наводка писателям. Поэтому ни один член нашего жюри на такой вопрос не ответит.

Наталья Дмитриевна, в прошлом году начал работу сайт Александра Солженицына. Чья это была идея? Каковы планы по развитию сайта?

– Знаете, необходимость создания как бы витала в воздухе. Идея такая была давно, но я не решалась на это, потому что это занимает очень много времени. А у меня и так его не хватает на самые насущные вещи, связанные с творчеством Александра Исаевича. Поэтому инициатором была уж точно не я, а Агентство по печати и массовым коммуникациям. Когда случается юбилей какого-либо крупного писателя, в их обязанности входит помогать разными общественными мероприятиями, связанным с этим писателем. В 2008 году должно было исполниться 90 лет Александру Исаевичу. Они помогли технически и финансово это сделать. На начальном этапе и мне пришлось своим временем пожертвовать. Я не за все на сайте отвечаю, но за многое. Мы размещаем на сайте все аудиозаписи, все новости, связанные с конференциями по Солженицыну, фильмы о нем, аудиокниги, которые читает сам автор. Таких книг четыре.

Сейчас вы занимаетесь многими видами деятельности. Кто вам помогает объять необъятное, так сказать? На каком из видов деятельности вы делаете особый акцент?

– Господь Бог мне в этом помогает, я надеюсь. У меня есть сотрудники по фонду, по помощи заключенным, но их немного. Все, что касается текстов Александра Исаевича, я делаю сама.

Нельзя на чем-то делать акцент, потому что в других делах все остановится. В последнее время я сокращала «Архипелаг ГУЛАГ» для издания для школьников. Текст большой, и школьникам сложно будет его прочитать. Поэтому я сократила текст в пять раз.

Редакция 63.ru благодарит за помощь в организации интервью с Н. Д. Солженицыной депутата Самарской губернской думы М. Н. Матвеева

Фото: Фото с Subscribe.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
135
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Рекомендуем
Объявления