Самарские врачи утаили от правоохранительных органов десятки случаев поступлений в медучреждения избитых и изнасилованных детей. Только в одной больнице имени Семашко таких случаев насчитали аж двадцать два. Кроме того, и сама милиция не всегда надлежащим образом проводит проверку по поступившим из больниц фактам. К дисциплинарной ответственности уже привлечены четыре медицинских работника и четыре сотрудника ОВД, а в адрес начальника ГУВД и министра здравоохранения и социального развития внесены представления об устранении нарушений.
Прокуратура Самарской области провела масштабную проверку медицинских учреждений Самары на предмет предоставления ими информации в ОВД о поступающих детях со следами насильственного обращения. Результаты ее оказались поистине возмутительными.
Так, только в одной больнице имени Семашко медики умолчали о 22 случаях поступления к ним избитых и изнасилованных детей. К примеру, силовые структуры ничего не узнали о десятилетнем мальчике, который был доставлен в Семашко с тяжелыми травмами: сотрясением мозга, черепно-мозговой травмой и множественными ушибами, ссадинами и синяками. Поверить сложно, но ребенка зверски избил собственный отец.
Кроме того, когда к ним была доставлена избитая и изнасилованная 16-летняя девочка, медики опять-таки ничего не сообщили в надлежащие органы. Этот список можно продолжать дальше. И не только по больнице Семашко: точно такие нарушения выявлены и в детской городской клинической больнице №1 и городской клинической больнице №1 им. Н. И. Пирогова.
Но проверка обнаружила нарушения не только со стороны врачей. Милиция также не всегда исполняет свою работу должным образом. «Лечебные учреждения и правоохранительные органы должны взаимодействовать, – рассказал 63.ru руководитель проверяющей группы облпрокуратуры Антон Атяскин. – Проверка же показала, что это взаимодействие не всегда происходит. Врачи не всегда доводят до милиции сведения о поступивших к ним детях с признаками насильственного обращения, а милиция в свою очередь не всегда проводит проверки по фактам жестокого обращения с детьми, если они поступают от врачей».
В городскую клиническую больницу достаточно часто попадают дети с ожогами от уксусной кислоты. Бывает всякое: ребенок перепутал пузырьки и выпил опасную жидкость, родители не доглядели... Но милиция обязана провести по данному факту проверку. Сотрудники прокуратуры столкнулись с тем, что расследования проводятся не всегда, а если и проводятся, то не до конца. «К примеру, в протоколе одного из отделений милиции было написано, что поступивший с ожогом ребенок находится в реанимации, – поясняет Антон Атяскин. – То есть проверка закончилась на этом. А в какой семье воспитывается ребенок, что у него за родители, сотрудники милиции выяснить не удосужились».
Некоторые медики считают прокурорскую инспекцию незаконной, по их мнению, они не обязаны доводить до сведения ОВД данные факты. Якобы приказ от 26 января 1998 г. №88/32 «О порядке учета обращений граждан с телесными повреждениями криминального характера в медицинские учреждения и органы внутренних дел Самарской области» не был опубликован официально для всеобщего сведения.
Руководитель проверяющей группы облпрокуратуры Антон Атяскин придерживается другого мнения. «В медицинских учреждениях имеется этот закон, он доведен до сведения врачей, – пояснил 63.ru господин Атяскин. – Более того, в больнице имени Семашко назначен человек, следящий за исполнением этого приказа. Так что все разговоры врачей о том, что данный закон не доведен до их сведения – наглая ложь, направленная на то, чтобы оправдаться. Кроме того, меня по человечески возмущает позиция врачей... Да даже если бы и не было этого приказа – к тебе поступает избитый отцом ребенок. Кто напишет заявление об избиении? Он сам? А может, горе-папаша пойдет в милицию и сам на себя заявит?»
С мнением прокурора сложно не согласиться: законы-законами, но ведь речь идет о детях... В памяти сразу всплывает вопиющий случай, произошедшей в столице с трехлетним Глебом Адеевым. Он был доставлен в городскую больницу с множественными ожогами и гематомами. Приемные родители заявили медикам, что он якобы упал с лестницы. Врачи, засомневавшись в данной информации, тут же сообщили об этом в надлежащие органы. Проверка показала, что жуткие травмы мальчику нанесла приемная мать.
Широко освещенный в СМИ случай потряс многих. Но получил бы он огласку, если бы московские врачи так же, как и самарские медработники, ссылались на загруженность, не придали бы этому факту особого внимания? «Любой гражданин, если он имеет информацию о ненадлежащем обращении с детьми, обязан сообщить об этом в ОВД, – считает уполномоченная по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова. – Тем более если он является медицинским работником».
Татьяна Козлова отмечает, что в начале декабря итоги прокурорской проверки будут вынесены на заседание комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Самарской области, которое пройдет под председательством вице-губернатора Александра Нефедова.
На комиссии как раз-таки и разберутся – обязаны или нет медицинские работники доводить до сведения органов внутренних дел информацию о доставленных к ним избитых детях. «Сейчас, к сожалению, остается масса нерадивых родителей, которые воспринимают детей как инструмент достижения своих личных целей, – констатирует руководитель департамента по вопросам семьи и демографического развития министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Олег Рубежанский. – Кроме того, порой с детьми обращаются как с куклами, а не как с живыми людьми, не как с нашим будущим. Нас, конечно, радует, что статистика по жестокому обращению с детьми пошла на убыль. Но нужно создавать институты, которые бы контролировали любые нарушения прав детей и реагировали на эти нарушения, в том числе и на бездействие родителей».
Стоит добавить, что в следующем году правительство России развернет широкомасштабную работу по предотвращению жестокого обращения с детьми, которая, безусловно, отразится и на Самарском регионе. Эта мера не случайна и востребована. Проблема соблюдения прав ребенка остро стоит как в России в целом, так и в Самарской области в частности.
По мнению экспертов, те случаи жестокого обращения с детьми, которые доходят до общественности с помощью СМИ, являются лишь верхушкой айсберга.