С 1 марта 2010 года Куйбышевская железная дорога повышает тарифы на пригородные пассажирские перевозки в среднем на 18%. Это позволит снизить убытки по обслуживанию этого вида транспорта, которые в прошлом году в губернии составили 461 миллион рублей. Для дальнейшего снижения убыточности областные власти и КбшЖД приняли решение о создании совместного предприятия – ОАО «Самарская пассажирская пригородная компания».
Пригородные железнодорожные перевозки, несмотря на свою востребованность, продолжают оставаться одним из самых убыточных видов транспорта. Это приводит к тому, что ОАО «РЖД» приходится либо закрывать некоторые направления, либо сокращать количество электропоездов, курсирующих по одинаковым веткам. Отсутствие дополнительных финансовых средств также негативно отражается на состоянии самих электричек.
Система пригородных ЖД-перевозок нуждается в срочной реконструкции, считают парламентарии Самарской области.
«Безусловно, необходима модернизация. Это касается и реконструкции самого подвижного состава и много другого, – отмечает депутат Самарской губернской думы Анатолий Гонтарь. – В то же время нельзя сокращать количество электричек, так как, например, многие жители Чапаевска и Новокуйбышевска добираются до работы в Самару именно пригородными поездами».
И депутаты, и эксперты видят лишь одно решение данной проблемы – найти дополнительные источники финансирования для Куйбышевской железной дороги. Для того чтобы покрыть убытки от пригородных перевозок, придется поднять на них тарифы, считают аналитики.
«У ОАО «РЖД» два основных источника доходов. Это деньги от грузоперевозок и пассажирских перевозок. В связи с влиянием кризиса доля грузоперевозок значительно сократилась, так как сильно уменьшились объемы промышленного производства. Соответственно, произошло серьезное сокращение доходной части бюджета ОАО «РЖД». Если раньше убытки от пассажирских перевозок покрывались доходами от грузоперевозок, то теперь такой возможности нет. Получается, что у РЖД нет иного выхода, кроме как поднять тарифы», – объясняет сложившуюся ситуацию генеральный директор ООО ИК «Восток-Инвест» Владислав Зотов.
Необходимые объемы перевозок на конкретных маршрутах и тарифы на пригородные перевозки определят правительство Самарской области. Куйбышевская железная дорога, в свою очередь, выступает ответственным исполнителем. А с 2011 года полномочия по организации пригородных железнодорожных перевозок полностью переходят к региональным властям. Такую информацию озвучил министр транспорта, связи и автомобильных дорог области Валерий Матвеев, на пресс-конференции в понедельник, 15 февраля.
В 2010 году совместная компания ОАО «РЖД» и губернских властей – ОАО «Самарская пассажирская пригородная компания» – все же приступит к модернизации сети пригородного ЖД-транспорта. Областные маршруты, равно как количество электропоездов, сокращены не будут. Однако власти ликвидируют направления, смежные с другими регионами (Самарское, Оренбургское). А тариф на пассажироперевозки поднимут на 18%, и эта цифра, по словам Матвеева, совсем не критична и превышает социально доступный уровень. Электрички по-прежнему являются самым дешевым видом транспорта. Для примера, дорога из Самары до станции Похвистнево на автобусах и «газелях» стоит 210 рублей, на поездах – 132 рубля.
«В результате модернизации сохранится достаточное количество пригородных поездов, но и проезд останется самым доступным среди других видов транспорта. Так, до Смышляевки автобусом можно доехать за 30 рублей. а электропоездом – за 13, то есть почти в три раза дешевле», – резюмировал Валерий Матвеев.
Министр также отметил, что для пенсионеров сохранятся льготы по социальным картам, а студенты и школьники смогут ездить с пятидесятипроцентной льготой.