Правильно ли решение правительства о введении на территории Самарской области с 28 марта второго часового пояса? В правительстве области уверены, что «да» и готовы к переходу на московское время. Оппоненты властей не отказываются от митингов против изменения часового пояса, но уже, похоже, и не рассчитывают, что они будут массовыми. Наблюдатели полагают, что аккумулировать протестные настроения оппозиции помешала непрофессиональная организация процесса и давление со стороны представителей власти.
С 28 марта 2010 года Самарская область перейдет на московское время. Соответствующее постановление подписал премьер России Владимир Путин 19 марта. Пока регион живет в третьем часовом поясе MSK+1.
Перевести область на московское время 12 марта предложила самарская губдума, одобрив соответствующее обращение к премьеру. Так парламент отреагировал на посыл о возможном сокращении часовых поясов, прозвучавший в послании президента Дмитрия Медведева в ноябре 2009 года. В своем письме господину Путину самарские парламентарии утверждали, что перевод региона на московское время поддерживает большинство жителей области, поскольку он, в частности, упростит и сделает более эффективными деловые отношения с соседними регионами.
Стоит отметить, что в течение всей недели, прошедшей с момента одобрения обращения губдумой и подписанием постановления Владимиром Путиным, в Самаре проходили акции протеста против изменения часового пояса. 15 марта был создан штаб «Самарское время», в который вошли обком КПРФ, реготделение партии «Яблоко», социалистическое движение «Вперед» и три общественные организации: «Союз народного самоуправления — Блок Михаила Матвеева» (один из лидеров — беспартийный депутат самарской губдумы Михаил Матвеев), «Самарское знамя» и «Комитет спасения старой Самары».
В самом начале комитет анонсировал ряд акций: пикеты у зданий облправительства и губдумы 19 и 23 марта, проведение 26 марта двух митингов (перед облправительством и на пересечении улицы Осипенко и проспекта Ленина), а 27 марта в полдень — митинга на площади Куйбышева.
Однако такой альянс просуществовал недолго. В конце прошлой недели ряду организаторов протестных акций звонил ГФИ по области Сергей Сычев с предложением отказаться от проведения уличных акций, поскольку вопрос уже решен. Возможно, некоторые из протестантов прислушались к советам господина Сычева. Так или иначе, уже на первый массовый пикет «Самарского времени» пришло всего около 20 человек. «Фактически большинство участников альянса свернули сбор подписей под обращениям к Путину с просьбой не изменять часовой пояс, который проходил по городу на одиночных пикетах, — заявил источник в протестном штабе. — Также не понятно, приведут ли все-таки организаторы свой актив на митинги». Председатель правления «Самарского знамени» Сергей Зубов вчера не стал комментировать возможность своего участия в митингах, отметив, что это «пока под вопросом». Другие участники «Самарского времени», также пока не заявляют, что могут проигнорировать согласованные акции протеста. Однако Михаил Матвеев вчера сообщил, что митинг перед облправительством, намеченный на утро 26 марта, «скорее всего, не состоится». «Областные власти не прислали разрешения, — отметил депутат. — И хотя фактически он не запрещен, для милиции лучше иметь бумагу». Господин Матвеев отметил, что вообще засомневался в целесообразности проведения митинга утром буднего дня. Компартия тем временем, напротив, заявила о дополнительных акциях. Обком уведомил мэрию Самары о проведении 23 марта 17 одиночных пикетов по городу, которые, по замыслу коммунистов, будут призывать людей на митинг 26 марта в 17.00 на улице Осипенко.
В правительстве области тем временем уже готовы к переходу в новый часовой пояс. «Мы считаем, что данное решение было принято правильно», — озвучил позицию областных властей представитель пресс-службы правительства Сергей Филиппов. Он отметил, что позиция сторонников перехода на московское время аргументирована. «Ни одного аргумента против не приведено, — отметил Сергей Филиппов. — Все на уровне эмоций. Часовой пояс меняют еще несколько регионов, однако ни в одном из них не слышно о протестах. Мне кажется, что это связано с большим количеством выборов в нашем регионе».
Наблюдатели отмечают, что противникам введения московского времени явно не хватило организатора. «Оппозиция попыталась аккумулировать протестные настроения, которые, безусловно, были, — отмечает директор консалтингового центра «Социальная динамика и информация» Юрий Эйрих. — Однако, на мой взгляд, это делалось не очень профессионально. Люди были плохо информированы и о месте и о времени проведения акций». Господин Эйрих отмечает, что дезорганизующую роль сыграли и звонки организаторам акций от чиновников. «Впрочем, нельзя исключать, что 27 марта митинг будет гораздо многочисленнее, чем предыдущие акции, проходившие в рабочее время», — заметил эксперт.