Экономический механизм, стимулирующий нефтяников утилизировать ценное углеводородное сырье, до сих пор не создан. В начале июня Самарская межрайонная природоохранная прокуратура начала проверку исполнения самарскими нефтяниками условий лицензионных соглашений в части обеспечения полной утилизации попутного нефтяного газа. Однако до сих пор не решена главная проблема: полностью утилизировать ценное сырье компаниям невыгодно.
Бьют тревогу
7 июня заместитель Самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев разместил на своем сайте информацию о том, что на территории Самарской области 12 компаний, осуществляющих добычу углеводородного сырья, не выполняют требования лицензионных соглашений в части полной утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). По его информации, лишь 7 нефтедобывающих предприятий обеспечивают частичную утилизацию попутного нефтяного газа, а в 2009 году в Самарской области было сожжено на факельных установках 187,33 миллионов кубических метров добытого попутного нефтяного газа.
Российское правительство установило на 2012-й и последующие годы весьма низкий целевой показатель сжигания этого ценного сырья на факелах – всего 5%. Одновременно более чем в 100 раз была увеличена плата за сверхлимитные выбросы в атмосферу.
Однако источник, близкий к руководству одной из сервисных компаний, считает, что сегодня в этом вопросе нефтяники заняли выжидательную позицию. «Все ждут 2012 года – перенесут ли сроки на 2015 год или не перенесут», – говорит эксперт. Он считает, что перенос состоится. Сопредседатель Социально-экологического союза Сергей Симак согласен с этим предположением: «В России часто устанавливают нереальные сроки реализации различных программ, которые затем переносятся или о них забывают», – говорит эколог.
Отстали и от США, и от СССР
Экологи нередко ссылаются на опыт США и стран Евросоюза. «Сегодня, например в США, законодательно установлены лимиты на сжигание ПНГ, в случае превышения которых эксплуатация скважин запрещается. Там разрешают сжигать не более 3% газа», – подтверждает заместитель генерального директора ОАО «Гипровостокнефть» по правовому обеспечению и маркетингу Александр Горячев.
Заместитель Самарского межрайонного природоохранного прокурора Дмитрий Медведев убежден, что и самарские нефтедобывающие компании в состоянии обеспечить полную утилизацию ПНГ. Александр Горячев пояснил «Времени», что на территории области наиболее высокий уровень утилизации ПНГ был достигнут в 1970-х годах в ПО «Куйбышевнефть». Тогда он составлял 97%, а в регионе действовала единая система утилизации попутного газа, основанная на его транспортировке на два газоперерабатывающих завода (ГПЗ) – Отрадненский и Нефтегорский.
Однако сегодня, когда нефтяники осваивают новые, небольшие удаленные месторождения, уровень затрат на транспортировку ПНГ высокий, и он в первую очередь бьет по небольшим компаниям. Источник, близкий к руководству одной из таких компаний, пояснил, что в Самарской области сроки окупаемости даже самых выгодных проектов по утилизации ПНГ – не менее 8-12 лет.
«Газовая» программа к окончанию 2009 года уже обошлась «Самаранефтегазу» в 9,4 миллиарда рублей. Но говоря об итогах 2008 года, генеральный директор ОАО «Самаранефтегаз» Владимир Ножин сообщал о достижении лишь 82-процентного уровня утилизации попутного газа. Год спустя компания вышла на уровень около 84%.
По словам Владимира Ножина, планируется два варианта продвижения к заветным 95%. Первый предусматривает выход к 2012 году на 90-процентную утилизацию, а дальнейшее продвижение откладывается. По оценкам «Самаранефтегаза», такой вариант обойдется в 10 млрд руб., и его рентабельность обеспечить не удастся. Владимир Ножин объясняет это тем, что в северной части Самарской области нефть тяжелая, газ негорючий, а месторождения малые. Второй вариант связан с применением новых технологий и должен обеспечить норматив в 95%, однако каких именно технологий, руководитель «Самаранефтегаза» пока не объявил.
Экономическим путем
Генеральный директор ЗАО «Ренфорс – Новые технологии» Владимир Кирячок указал и на другую проблему: традиционная схема утилизации на газоперерабатывающих заводах дает около 80% сухого газа. Его можно направить в газотранспортную систему «Газпрома», но сегодня газ становится избыточным продуктом, у «Газпрома» нет возможности реализовать даже свой добытый газ. К тому же снижается цена реализации продукта, и это делает утилизацию еще более невыгодной.
Сергей Симак согласен с выводами Владимира Кирячка. «Парадоксально: мы считаем, что цена на природный сетевой газ у нас высокая, но с точки зрения утилизации ПНГ она низка. Раз ресурс разбазаривается, значит, это так. Поэтому экономический механизм должен строиться на дальнейшем повышении цены на газ. В Европе и США ресурсы намного дороже, чем у нас, и там выгодно экономить. В России, хотя цена на газ растет, эта мера крайне непопулярна, и в полной мере российское правительство ее не реализует», – считает эколог.
Владимир Кирячок считает, что выход – в применении комплексных технологий.
«Наиболее крупный комплекс, который мы сейчас спроектировали для ЗАО «САНЕКО», рассчитан на производство электроэнергии и производство жидкого топлива на Большечерниговском месторождении, – рассказывает Владимир Кирячок. – Его стоимость 375 миллионов рублей. Мощность по электричеству 5 МВт, плюс 10 тысяч тонн синтетической нефти в год».
Отходы – в дело
По сведениям Сергея Симака, с переработкой нефтесодержащих отходов и нефтешламов в Самарской области дело обстоит лучше, чем с ПНГ, и их объемы сокращаются.
По информации ОАО «Самаранефтегаз», за 2009 год количество таких отходов снизилось с 397 до 344 тыс. тонн. Ежегодно их образуется 30 тыс. тонн, а перерабатывается от 60 до 83 тыс. тонн. «Все остающиеся отходы исторически накоплены до 1991 года, – поясняет Владимир Ножин. – То, что появилось после – уже переработано. Эти объемы зарегистрированы в Ростехнадзоре. При такой динамике к 2014 году отходы, доставшиеся нам от «Куйбышевнефти», будут полностью устранены».
По словам генерального директора ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» Андрея Олтырева, для ликвидации техногенных залежей нефтепродуктов на территории завода пробурены 106 эксплуатационных скважин, 90 наблюдательных скважин и 16 дренажных систем. В настоящее время эксплуатируется 31 скважина, что позволило в 2009 году добыть 12 тыс. тонн нефтепродуктов.
«Новокуйбышевский НПЗ на протяжении 10 лет не имеет шламоотстойников и не производит запланированных сбросов отходов, – говорит Андрей Олтырев. – Мы ввели в 2009 году дополнительные мощности Flottweg и Alfa-Laval, перерабатываем полностью все свои отходы на этих установках и отходов на сегодня не имеем».
Руслан ПАХОМОВ, исполнительный директор GE Energy в России:
– По нашим оценкам, в России порядка 70% газа будет утилизировано по «нефтегазовым» технологиям – сжижение газа, реинжекция, газлифт. Порядка 30% – через производство электроэнергии, причем 70% - это будут крупные проекты, крупные месторождения, где потребитель находится рядом. А 30% – это мелкие газопоршневые установки и газовые турбины малой мощности для обеспечения месторождений собственной энергией.