Четверть поданных выпускниками апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ в этом году были удовлетворены. Об этом в среду, 30 июня рассказал министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников. Однако, по его словам, почти 500 человек останутся без аттестатов. Вместе с тем, серьезных нарушений процедуры сдачи ЕГЭ выявлено не было, а промежуточные итоги экзаменов, которые сдавали 13 тысяч самарских выпускников, можно назвать вполне успешными. Впрочем, многие педагоги до сих пор недовольны введением единого государственного экзамена, полагая, что в такой форме можно оценить знания лишь по предметам, связанным с изучением точных наук.
В губернии завершилась итоговая аттестация выпускников общеобразовательных школ. Несмотря на то, что общий итог сдачи ЕГЭ по стране пока неизвестен, можно с уверенностью говорить о том, что наша область этот экзамен выдержала.
В этом году 13 тысяч выпускников проходили это непростое и волнительное испытание. Из них 111 детей получили максимально возможный балл. Министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников отметил, что это очень хороший результат. «Он пока не окончательный, так как до сих пор работают конфликтные комиссии, и от их решений будет зависеть количество баллов выпускников, – отмечает он. – Мы констатируем, что ЕГЭ в Самарской области прошел практически без нарушений. Ни один из высоких результатов, полученных лучшими ребятами, не оспорен Рособрнадзором. Отмечу, что в этом году 1,5 тысячи детей, которые по состоянию здоровья могли выбрать иную форму сдачи экзамена, не сделали этого по собственному желанию. Они понимают, что перспектива поступления в вуз все-таки связана с результатами ЕГЭ».
Заместитель министра образования Владимир Классан отметил, что в этом году самые высокие результаты выпускники показали при сдаче русского языка (средний балл – 62,38), а самые низкие – по математике (средний балл – 46,9). «Мы проанализировали причины снижения результативности ЕГЭ по математике, – отметил господин Классан. – Первая причина – изменение характера контрольно-измерительных материалов. Во-первых, был убран блок А, то есть вопросы, где возможен выбор ответа по принципу угадывания. И есть вторая причина – задания носят более практико-ориентированный характер. Но есть и еще один момент. Выпускники очень быстро приспосабливаются к правилам поступления в вуз. Если русский язык – это обязательный предмет практически всюду, то математика нужна не на каждом факультете. Поэтому, видя высокий уровень сложности и понимая при этом, что оценка по математике не повлияет на оценку в аттестате, дети решают до нужного им результата и больше не напрягаются».
Заместитель министра образования отметил также, что несколько хуже в этом году оказались результаты ЕГЭ по иностранным языкам и истории. Впрочем, что касается результатов сдачи английского, то здесь Самаре есть чем гордиться. Ведь по России всего два выпускника сдали этот экзамен на 100 баллов, один из этих знатоков – выпускник самарской гимназии №1. По другим предметам в этом году результаты стали выше.
Были во время сдачи ЕГЭ и неприятные моменты. Так, 21 выпускник был удален с экзамена за использование сотового телефона. Впрочем, по словам Дмитрия Овчинникова, слишком строгих мер к ним применять не стали, и они сдали предметы в резервные дни. При этом, ни у одного из проштрафившихся одиннадцатиклассников не было результата ниже минимального уровня.
Но есть и те, кто по тем или иным причинам не получит в этом году аттестаты о среднем образовании. Таких в губернии набралось 496 человек. Из них большая часть – 248 школьников – вообще не были допущены до итоговой аттестации. Чуть больше ста детей не справились с обязательными предметами – русским языком и математикой. Были и такие, кто вовсе не явился на ЕГЭ. «В прошлом году также около 500 ребят не получили аттестаты, – отметил Дмитрий Овчинников. – В текущем году каждому не справившемуся с заданиями ученику будет предложено продолжить обучение либо в вечерней школе, либо в учреждениях начального профессионального образования. Понятно, что кто-то не совсем верно отнесся к своей первоочередной задаче – хорошо учиться в школе. У нас у всех были такие люди в классах. И будут они всегда, от этого никуда не деться».
Стоит отметить, что не все ученики остались довольны результатами ЕГЭ. В Самарской области 306 человек подали апелляции о несогласии с выставленными баллами, однако 115 из них было отозвано. А из тех, что рассмотрели, удовлетворенными осталось чуть более четверти жалоб.
Однако, несмотря на все видимые плюсы введения ЕГЭ, остаются учителя, которые относятся к нему отрицательно. Так, учитель с 15-летним стажем Ольга Васильева полагает, что сдавать в такой форме нужно только некоторые предметы. «Я согласна, что все это упрощает процедуру поступления в вуз, – считает она. – Не нужно сдавать выпускные экзамены, затем вступительные... Но ведь не все, далеко не все предметы можно объективно оценить именно в такой форме. Например, по литературе. Эту дисциплину нужно сдавать в устной форме. Учитель при этом должен общаться с учеником, понимать ход его мыслей, умение выстроить диалог. Разве можно понять все это, проверяя тестовые задания по литературе? Но математику, физику и химию – и это бесспорно – сдавать в форме ЕГЭ, на мой взгляд, необходимо».