Город Искусство на остановках

Искусство на остановках

Необычные картины на остановках - это не реклама! Лет десять назад на улицах Самары стали появляться странные плакаты. На первый взгляд, шокирующие... Они привлекали к себе внимание горожан и прово­цировали на массу вопросов...

В начале июня этого года самарские остановки вновь потеря­ли свой привычный вид и обзаве­лись новой порцией плакатов. Для чего организаторам такой необыч­ной уличной выставки понадоби­лось пугать прохожих? Об этом мы и спросили куратора Приволжско­го филиала Государственного цен­тра современного искусства, пред­седателя совета Самарского фонда «Центр современного искусства» Романа Коржова.

- Как у вас возникла подоб­ная идея?

- Впервые мысль демонстри­ровать произведения искусства на остановках появилась у нас в 1998 году, когда в Самаре стали устанав­ливать стеклянные остановочные павильоны, где можно было разме­щать рекламу. К нам обратилась ре­кламная компания с просьбой чем-то занять пустующую пока площадь. Мы и заняли. Современным искусством. Экспериментальными про­изведениями, предназначенными специально для остановок.

- То есть готовые работы вы не брали?

- Были и те, и другие. Но худож­ники, занимающиеся нашим зака­зом, понимали, для кого они тво­рят. Человек стоит на остановке и вдруг на том месте, где должна быть реклама, обнаруживает странное послание, скажем так, анонимного автора. Несмотря на то что работы всегда были подписаны, их впол­не можно назвать анонимными, по­тому что эти фамилии неизвестны широкой публике. Ну кто, напри­мер, знает Мартина Роджерса?

- И для чего вам это нужно?

- На культурном поле всег­да масса штампов, к которым мы очень быстро привыкаем. И когда вдруг встречается что-то выпадаю­щее из привычного контекста, про­исходит столкновение ментальных стратегий, взглядов и интересов.

Нам всегда интересно работать с художественными стереотипами. Парадоксально, но любой экспери­мент, необычная вещь мгновенно становится узнаваемым и ординар­ным явлением. Наша задача – по­стоянно волновать «культурное бо­лото», помещая туда раздражители. Мы назвали проект «Экология вос­приятия», потому что наше обыч­ное восприятие загрязнено моно­тонностью и обыденностью. Мы хотим привести человека, стояще­го на остановке, в состояние некое­го ступора, чтобы он «завис», а по­том начал «перезагружаться».

- И кто стоял у истоков такой «перезагрузки»?

- В 1998 и 1999 годах мы привозили работы из Германии, Америки, были и из России. Это произведения известных сейчас художников, та­ких как Дмитрий Гутов, Гор Чахал, группа АЕС. С последними в нашем городе связан настоящий скандал. Когда их выставку привезли в Са­марский художественный музей, то половину работ сняли, потому что они были «за пределами» культур­ного сознания Самары, да и России тоже. На остановках висел их пла­кат «Принц и нищий». Два челове­ка (богатый и бедный) едят елоч­ные игрушки, а потом их одинаково тошнит.

- Плакаты часто менялись?

- Каждая работа висела на одном месте в течение месяца, а по­том перемещалась на другую оста­новку. Такая своеобразная пере­движная выставка...

- А как реагировали люди?

- По-разному. Мы опрашива­ли горожан, и каждый интерпре­тировал плакаты по-своему. Кто-то реагировал агрессивно. Стекло на одной остановке даже разбили. Это была работа Рустама Хальфи­на «Посвящение всаднику». Она состояла из двух частей. На одной была изображена нижняя часть об­наженной мужской фигуры, кото­рая помещалась на куске глины, положенном на коня. А ниже этот кусок с отпечатком мужского тела наподобие седла. Интересной бы­ла реакция на работу Антона Оль­шванга, изображавшую огромный кроссворд, сделанный таким обра­зом, что разгадать его было нель­зя. Понятие в вопросе есть, а слова, обозначающего его, нет. Например: «Старое платье подруги», «боязнь продолжительных отношений», «пустая катушка». Представьте та­кую картину. Зимой на пересече­нии Революционной и Московско­го шоссе стоит девушка и, забыв про свой автобус, пытается разга­дать кроссворд...

- После того как плакаты «от­работали», вы их убираете в сун­дук?

- Нет, мы отсняли много видео­материала и сделали несколько вы­ставок в формате программы При­волжского федерального округа «Культурная столица», а также по­казали все это в Штутгарте - у на­ших партнеров.

Прошло десять лет, и мы поду­мали, почему бы нам снова этим не заняться и не посмотреть, что изме­нилось за это время. Был проведен международный конкурс, мы ото­брали понравившиеся нам работы. Когда снова разместили плакаты на остановках, то поняли, что ситуа­ция за десятилетие сильно поменя­лась. Появилось много социальной рекламы, которая в большинстве своем производит «культурные клише», заимствуя приемы совре­менного искусства, искусством в то же время не являясь. Мы стали вы­бирать наиболее странные изобра­жения, чтобы они не походили на социальную рекламу, которая явля­ется воплощением двойного стан­дарта.

- Чем же она так плоха?

- Например, я еду в московском метро и слышу, что нужно беречь природу, океан, атмосферу. И пони­маю, что ее заказали люди, разра­батывающие природные ресурсы и причастные к загрязнению планеты в промышленном масштабе. А ря­довых граждан они призывают бо­роться за экологию. Я чувствую в этом фальшь.

- А что еще изменилось за де­сять лет?

- Это можно назвать «визуаль­ным терроризмом»: у прохожих в глазах рябит от обилия «карти­нок».

Большинство просто находит­ся в состоянии некоего «скорбно­го бесчувствия». Поэтому мы и продолжаем заниматься экологи­ей восприятия. Сейчас все труднее найти своего зрителя. Тем не менее мы обозначаем ситуацию «встре­чи» на остановке как ситуацию ис­кусства. Любое художественное ме­роприятие нуждается в аудитории. Когда художник уверен в том, что его послание миру будет услыша­но большим числом людей, его это вдохновляет.

- Почему вы назвали свою выставку ARTNEWS OUTDOOR?

- «Новости искусства на улице» в переводе... Это проект 2010 года, и направлен он на установление твор­ческого диалога между европей­ским искусством и российской зрительской аудиторией.

Теперь на улицах Самары мож­но познакомиться с современным искусством одиннадцати художни­ков из разных городов Швеции. А также увидеть десять работ извест­ных российских мастеров Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Все они созданы специально для этого проекта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления