Необычные картины на остановках - это не реклама! Лет десять назад на улицах Самары стали появляться странные плакаты. На первый взгляд, шокирующие... Они привлекали к себе внимание горожан и провоцировали на массу вопросов...
В начале июня этого года самарские остановки вновь потеряли свой привычный вид и обзавелись новой порцией плакатов. Для чего организаторам такой необычной уличной выставки понадобилось пугать прохожих? Об этом мы и спросили куратора Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, председателя совета Самарского фонда «Центр современного искусства» Романа Коржова.
- Как у вас возникла подобная идея?
- Впервые мысль демонстрировать произведения искусства на остановках появилась у нас в 1998 году, когда в Самаре стали устанавливать стеклянные остановочные павильоны, где можно было размещать рекламу. К нам обратилась рекламная компания с просьбой чем-то занять пустующую пока площадь. Мы и заняли. Современным искусством. Экспериментальными произведениями, предназначенными специально для остановок.
- То есть готовые работы вы не брали?
- Были и те, и другие. Но художники, занимающиеся нашим заказом, понимали, для кого они творят. Человек стоит на остановке и вдруг на том месте, где должна быть реклама, обнаруживает странное послание, скажем так, анонимного автора. Несмотря на то что работы всегда были подписаны, их вполне можно назвать анонимными, потому что эти фамилии неизвестны широкой публике. Ну кто, например, знает Мартина Роджерса?
- И для чего вам это нужно?
- На культурном поле всегда масса штампов, к которым мы очень быстро привыкаем. И когда вдруг встречается что-то выпадающее из привычного контекста, происходит столкновение ментальных стратегий, взглядов и интересов.
Нам всегда интересно работать с художественными стереотипами. Парадоксально, но любой эксперимент, необычная вещь мгновенно становится узнаваемым и ординарным явлением. Наша задача – постоянно волновать «культурное болото», помещая туда раздражители. Мы назвали проект «Экология восприятия», потому что наше обычное восприятие загрязнено монотонностью и обыденностью. Мы хотим привести человека, стоящего на остановке, в состояние некоего ступора, чтобы он «завис», а потом начал «перезагружаться».
- И кто стоял у истоков такой «перезагрузки»?
- В 1998 и 1999 годах мы привозили работы из Германии, Америки, были и из России. Это произведения известных сейчас художников, таких как Дмитрий Гутов, Гор Чахал, группа АЕС. С последними в нашем городе связан настоящий скандал. Когда их выставку привезли в Самарский художественный музей, то половину работ сняли, потому что они были «за пределами» культурного сознания Самары, да и России тоже. На остановках висел их плакат «Принц и нищий». Два человека (богатый и бедный) едят елочные игрушки, а потом их одинаково тошнит.
- Плакаты часто менялись?
- Каждая работа висела на одном месте в течение месяца, а потом перемещалась на другую остановку. Такая своеобразная передвижная выставка...
- А как реагировали люди?
- По-разному. Мы опрашивали горожан, и каждый интерпретировал плакаты по-своему. Кто-то реагировал агрессивно. Стекло на одной остановке даже разбили. Это была работа Рустама Хальфина «Посвящение всаднику». Она состояла из двух частей. На одной была изображена нижняя часть обнаженной мужской фигуры, которая помещалась на куске глины, положенном на коня. А ниже этот кусок с отпечатком мужского тела наподобие седла. Интересной была реакция на работу Антона Ольшванга, изображавшую огромный кроссворд, сделанный таким образом, что разгадать его было нельзя. Понятие в вопросе есть, а слова, обозначающего его, нет. Например: «Старое платье подруги», «боязнь продолжительных отношений», «пустая катушка». Представьте такую картину. Зимой на пересечении Революционной и Московского шоссе стоит девушка и, забыв про свой автобус, пытается разгадать кроссворд...
- После того как плакаты «отработали», вы их убираете в сундук?
- Нет, мы отсняли много видеоматериала и сделали несколько выставок в формате программы Приволжского федерального округа «Культурная столица», а также показали все это в Штутгарте - у наших партнеров.
Прошло десять лет, и мы подумали, почему бы нам снова этим не заняться и не посмотреть, что изменилось за это время. Был проведен международный конкурс, мы отобрали понравившиеся нам работы. Когда снова разместили плакаты на остановках, то поняли, что ситуация за десятилетие сильно поменялась. Появилось много социальной рекламы, которая в большинстве своем производит «культурные клише», заимствуя приемы современного искусства, искусством в то же время не являясь. Мы стали выбирать наиболее странные изображения, чтобы они не походили на социальную рекламу, которая является воплощением двойного стандарта.
- Чем же она так плоха?
- Например, я еду в московском метро и слышу, что нужно беречь природу, океан, атмосферу. И понимаю, что ее заказали люди, разрабатывающие природные ресурсы и причастные к загрязнению планеты в промышленном масштабе. А рядовых граждан они призывают бороться за экологию. Я чувствую в этом фальшь.
- А что еще изменилось за десять лет?
- Это можно назвать «визуальным терроризмом»: у прохожих в глазах рябит от обилия «картинок».
Большинство просто находится в состоянии некоего «скорбного бесчувствия». Поэтому мы и продолжаем заниматься экологией восприятия. Сейчас все труднее найти своего зрителя. Тем не менее мы обозначаем ситуацию «встречи» на остановке как ситуацию искусства. Любое художественное мероприятие нуждается в аудитории. Когда художник уверен в том, что его послание миру будет услышано большим числом людей, его это вдохновляет.
- Почему вы назвали свою выставку ARTNEWS OUTDOOR?
- «Новости искусства на улице» в переводе... Это проект 2010 года, и направлен он на установление творческого диалога между европейским искусством и российской зрительской аудиторией.
Теперь на улицах Самары можно познакомиться с современным искусством одиннадцати художников из разных городов Швеции. А также увидеть десять работ известных российских мастеров Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Все они созданы специально для этого проекта.