Самарцы являются патриотами своего города. К такому выводу пришли специалисты фонда «Общественное мнение», которые провели социальный опрос среди 34 тысяч респондентов в 68 регионах страны. В Топ-10 регионов, из которых коренные жители хотели бы уехать меньше всего, есть и Самарская область. Ее эксперты ФОМ сочли крепким промышленным субъектом России. Впрочем, по мнению многих самарских экспертов, не все так хорошо, как расписывают социологи. И во многом нежелание многих уехать из Самары связано с тем, что большинству это просто не по карману и они согласны довольствоваться малым.
В Самаре живут не очень мобильные граждане, которые с большим нежеланием поменяют свой родной город на какой-то другой. К такому выводу пришли специалисты фонда «Общественное мнение», которые изучили отношение к миграции 34 тысяч человек в 68 регионах страны. В целом исследование показало, что в стране количество готовых к миграции, то есть желающих куда-либо переехать, составляет 21% среди опрошенных. А вот не желающих переезжать – 75% при 4% неопределившихся.
Непосредственно из Самарской области хотят уехать 19% жителей, 77% – не хотят, остальные не определились. По этому показателю губерния входит в десятку регионов-лидеров с самой маленькой долей желающих переехать. Также в этом списке Новосибирская, Белгородская, Липецкая, Пензенская области, Краснодарский край и прочие. Лидер – Санкт-Петербург. Город на Неве хотят покинуть всего лишь 7% его жителей.
По мнению экспертов ФОМ, уезжать в поисках лучшей жизни чаще всего готовы люди в возрасте от 18 до 30 лет. Их образование – среднее или среднее специальное, они живут в селе или городе с населением до 1 млн человек. Свое материальное положение типичный «уезжающий» оценивает как среднее, недоволен положением дел в данном регионе.
А вот не покидать родные пенаты готовы люди в возрасте 40-60 лет, образование – также среднее или среднее специальное (люди с высшим образованием неохотно готовы сменить место проживания). Проживает типичный переселенец в селе или крупных городах (не миллионниках), доходы средние, положением дел в регионе также недоволен.
Самарская область, по мнению экспертов фонда, – крепкий промышленный регион, и здесь достаточно благоприятные условия для жизни. Однако не все жители губернии разделяют это мнение. И на то есть ряд причин.
Не стоит забывать, что Самара – это город контрастов, где люди живут совершенно по-разному – кто-то в достатке, а кто-то в нищете. Например, среднестатистическому жителю нашего города, по данным международного агентства недвижимости Gordon Rock, для того чтобы накопить на собственную квартиру, необходимо почти полтора десятка лет. Для сравнения: жителям Екатеринбурга – 10,4 года, Омска – 10,8 года, Челябинска – 11,6 года, Ростова-на-Дону – 12 лет, Перми – 13,1 года, Новосибирска – 13,4 года, Нижнего Новгорода – 14,3 года. А если говорить о загранице, то жителю Майами купить жилье удастся всего за 4 года, жителю Нью-Йорка – за 5,7 лет.
Что же касается заработной платы, то сейчас в Самаре ее средний уровень – около 15 тысяч рублей. При этом достойной эту зарплату назвать можно с очень большой натяжкой. Напомним, что в своем последнем интервью порталу 63.ru бывший председатель профсоюзов Самарской области, покойный Евгений Егоров назвал минимальную сумму, которую должен зарабатывать среднестатистический мужчина, живя в Самаре. «Сейчас, по моим подсчетам, мужчина должен приносить в семью как минимум тысяч 25-30. Это по самым скромным меркам», – утверждал господин Егоров.
Тем не менее самарцы отнесены к числу тех, кто с большим нежеланием покинет родной город. Более того, в наш регион съезжаются на заработки и на постоянное место жительства люди из других регионов и стран ближнего зарубежья. Но с чем это может быть связано? По мнению психолога Семена Андреева, «патриотизм», о котором говорят результаты исследования, – это не та любовь к Родине, которую воспевают поэты. А чисто экономическая сторона вопроса. «Люди не уезжают из Самары – города-миллионника – по той простой причине, что здесь у них есть дом, работа, связи, они знают, как здесь можно заработать деньги, и им этого достаточно. По крайней мере этого достаточно большинству, – утверждает психолог. – Есть и лучшая доля – и она есть и будет всегда, где бы вы ни жили. Но среднестатистическому жителю мегаполиса не присущ дух авантюризма, и он как правило довольствуется самым необходимым, предпочитая развиваться с наименьшими потерями для себя. Ведь далеко не каждый готов уехать из родного гнездышка туда, где тебя никто не ждет. Если это, конечно, не острая необходимость».
С психологом не согласен самарский социолог, руководитель фонда «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко. По его мнению, желающих уехать из родного города в Самаре на самом деле достаточно много. «Причины в неудовлетворенности властью, уровнем жизни, включая экономическое положение своей семьи и региона и уровень свобод, – считает социолог. – В Самарской области основными желающими уехать, скорее всего, являются жители Тольятти, сельских районов и, как ни странно, интеллигенция. Это видно из социально-демографического портрета потенциальных мигрантов, представленного в исследовании. Важно, что уезжать хотят в первую очередь люди экономически активного возраста – до 45 лет. С образованием выше среднего».
По мнению Дмитрия Лобойко, эти данные не должны внушать оптимизма. Высокого уровня миграции в регионе на сегодняшний день нет только из-за того, что уезжать в рамках России де-факто некуда и не на что. «Рост благосостояния населения, с одной стороны, снизит уровень напряженности и количество желающих уехать, с другой – простимулирует миграционные процессы», – заключил господин Лобойко.
Тем не менее нельзя исключать тот факт, что довольных своей жизнью в Самаре достаточно много. «А что мне уезжать? Меня все устраивает, – рассказывает житель Самары Валерий Григорьев. – Живем с семьей скромно, но всего хватает. Нужды не испытываем. Да и среди друзей нет никого, кто бы испытывал необходимость в переезде. Так скакать можно всю жизнь. Есть хорошая поговорка: где родился, там и пригодился. Нужно облагораживать ту территорию, на которой обитаешь, а не искать, где послаще».