Горизбирком завершил регистрацию кандидатов на пост главы Самары. Удостоверение кандидата на пост главы Самары было вручено самовыдвиженцу Валерию Синцову. Он стал четвертым зарегистрированным кандидатом. А вот Михаилу Матвееву, Виталию Ильину, Алексею Офицерову и Светлане Пеуновой, также подававшим документы на выдвижение, в регистрации было отказано. Форма подписных листов, представленных ими в комиссию, не отвечала требованиям закона.
За пост самарского градоначальника, выборы которого состоятся 10 октября, поборются четыре претендента. Ранее Самарская городская избирательная комиссия зарегистрировала представителей трех парламентских партий, избавленных от необходимости собирать подписи в свою поддержку. Это министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Дмитрий Азаров («Единая Россия»), действующий мэр Самары Виктор Тархов («Справедливая Россия») и депутат Госдумы Юрий Коган (ЛДПР). Остальным кандидатам на кресло мэра - депутату губдумы Михаилу Матвееву, спикеру гордумы Виталию Ильину, депутату гордумы Алексею Офицерову, председателю реготделения партии «Патриоты России» Валерию Синцову и лидеру незарегистрированной партии «Воля» Светлане Пеуновой, как самовыдвиженцам, пришлось собирать подписи в свою поддержку. Каждый из них представил в свою поддержку более 20 тыс. подписей.
У членов избирательной комиссии не возникло вопросов только к подписным листам Синцова. Как сообщил секретарь горизбиркома Тадеуш Овсяный, Синцов представил в комиссию 20 тыс. подписей. «Недостоверными были признаны 1203 подписи, что составляет 6,2% от общего числа, - отметил он. - Основанием для отказа служит факт брака 10% подписей». В итоге за регистрацию Синцова проголосовало десять членов избиркома из одиннадцати.
Нарушили форму...
На том же заседании горизбирком отказал в выдвижении трем кандидатам - Михаилу Матвееву, Алексею Офицерову и Светлане Пеуновой. Чуть раньше, в воскресенье, аналогичное решение было принято в отношении Виталия Ильина. Горизбирком признал недействительными все 100% подписей, которые кандидаты представили в свою поддержку.
Как пояснил Тадеуш Овсяный, основанием для отказа стали нарушения при оформлении подписных листов. «Закон Самарской области «О выборах главы муниципального образования» четко определяет форму подписного листа, - пояснил зампредседателя горизбиркома Алексей Солдатов. - У всех кандидатов, кому было отказано в регистрации, были обнаружены нарушения. Так, например, не было строчной и подстрочной информации в текстах о самих кандидатах. Отсутствовала графа о непогашенной судимости». Солдатов отметил, что есть устойчивая практика как Верховного суда РФ, так и судов субъектов РФ, свидетельствующая о том, что нарушения формы не допускаются.
С позицией избиркома согласны и известные самарские юристы. «Отказ в регистрации самовыдвиженцев на пост главы Самары связан с несоблюдением выборного законодательства, - считает директор института права СГЭУ, председатель Самарского реготделения ассоциации юристов России Алла Павлушкина. - Например, форма подписного листа не соответствует требованиям, заложенным в законе. Если подписной лист по наличию в нем строк не соответствует этой форме, то, согласно ст. 26 закона, это является основанием для признания недействительными подписей, которые там содержатся». Кроме того, Павлушкина отмечает, что Самара - не единственный субъект РФ, где такое происходит. «Ситуация с несоответствием формы подписного листа заложенным в законе требованиям рассматривалась и в Верховном суде, - отметила Павлушкина. - Он признал, что несоответствие бланка подписного листа форме - основание к признанию недействительными подписей». Вспоминает опыт других регионов и заслуженный юрист России, декан юридического факультета СамГУ Александр Напреенко. «Я посмотрел практику других регионов, - сказал он. - Там отказывалось по более мелким причинам». Кроме того, эксперт отмечает, что избирком поступил правильно, не допустив кандидатов до выборов. «Я думаю, невнимательность кандидатов сыграла роль, ведь никто не скрывал форму подписных листов, - говорит Напреенко. - Виноваты, прежде всего, сами кандидаты, что проявили такую небрежность».
…и содержание
Помимо нарушений при оформлении подписных листов, у большинства кандидатов было обнаружено большое число недостоверных подписей. «Внимание комиссии было сосредоточено не только на форме подписных листов, - сообщил Солдатов. - Мы проделали огромную работу, проверив за короткий срок более 100 тыс. подписей». По словам председателя горизбиркома Ольги Артамоновой, у Матвеева, Офицерова и Ильина было обнаружено более 10% недействительных подписей, что также могло послужить причиной для отказа в регистрации. «В частности, люди не проживают по указанным адресам, либо паспортные данные не соответствуют действительности, - сообщила Артамонова. - Кроме того, было много подписей людей, которые уже отошли в мир иной».
При этом у членов избиркома не возникло вопросов к паспортам кандидатов. Напомним, на прошлой неделе избирком выявил недопустимую отметку в паспортах троих самовыдвиженцев. «Кандидатам было указано на нарушение, никто не собирался их снимать на основании паспорта, - сообщил Солдатов. - Было много шума из ничего. Причем все кандидаты оперативно поменяли документы».
Кандидаты попробовали обвинить комиссию в пристрастности, однако получили ответ, что проверка подписей проводилась профессиональными экспертами. «Нужно отметить, что эксперт несет ответственность, в том числе и уголовную, за данное им заключение, - пояснил процедуру проверки заместитель начальника экспертно криминалистического центра ГУВД по Самарской области Александр Названов. - Поэтому мы можем ручаться за наши выводы и несем за них ответственность в соответствии с законодательством».
«Мертвые души»
В подписных листах некоторых незарегистрированных самовыдвиженцев обнаружены подписи, приписываемые умершим людям. В частности, в подписных листах Виталия Ильина и Михаила Матвеева члены горизбиркома насчитали десятки «мертвых душ». Жительница Промышленного района Самары пенсионерка Тамара Сапаева похоронила свою дочку Ирину месяц назад. Через несколько дней после трагедии к ней в дом постучались молодые люди, собиравшие подписи за одного из кандидатов на пост мэра города. «На прошлой неделе звонили из ЗАГСа и с удивлением спрашивали, почему в подписных листах стоит подпись моей дочки, когда на тот момент она уже была мертва? - возмущается Сапаева. - Я крайне возмущена тем, как ведут себя эти люди. Как они вообще могут претендовать на такой пост, занимаясь подобными делами?!»