Нерентабельный, но, по мнению областного правительства, важный для самарцев проект заглох уже через несколько месяцев после старта из-за низкой рентабельности и конфликта ОАО «РЖД» с властями региона на почве дополнительных субсидий. Однако на днях пригородным сообщением в Самаре начала заправлять свежесозданная пригородная пассажирская компания ОАО «Самарская ППК», принадлежащая областным властям.
Электричка «Самара-аэропорт Курумоч» была запущена в октябре 2008 года с большой помпой. На мероприятие пригласили журналистов всех крупнейших самарских изданий и телекомпаний. Алую ленточку перерезал лично губернатор Самарской области Владимир Артяков, произнеся при этом короткую, но емкую речь, наполненную словами о «значимости, важности, социальной направленности проекта» и прочими клише, которые обычно озвучиваются в таком случае. Журналисты прокатились на электричке до аэропорта и обратно, протестировали работу бесплатного wi-fi интернета в вагонах и написали стандартные в таком случае хвалебные отзывы. И на этом история новой электрички практически закончилась. Уже в марте 2009 года направление было закрыто как нерентабельное.
«До поры маршрут «Самара - аэропорт Курумоч» был экспериментом, – заявлял на тот момент руководитель пресс-службы Куйбышевской железной дороги Игорь Поляев. – Создание альтернативы для пассажира просто необходимо. Сейчас мы всеми силами пытаемся возобновить проект, но помощи со стороны областных властей пока добиться не смогли». И это звучало достаточно странно, особенно с учетом тех красивых слов, которые произносил губернатор при открытии направления. Социально значимый и важный для самарцев проект обернулся в итоге провалом: каждая электричка перевозила в среднем восемь пассажиров за рейс. На четыре вагона. Естественно, КбшЖД без дополнительных субсидий убыточный проект поддержать не решилась.
Однако на днях пригородное направление в Самарской области взяла на себя областная пригородная компания, которая начала вести хозяйственную деятельность с первого сентября текущего года. И сразу же возник вопрос: неужели такой социально значимый (впрочем, это выражение уже начало звучать иронично) проект останется без внимания и теперь? В пресс-службе министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области по какой-то причине на звонок нашего журналиста ответили в непарламентских выражениях, однако все-таки сообщили, что проект на данный момент находится на доработке.
«В частности, необходимо комплексное решение вопросов регистрации билетов и багажа непосредственно в здании железнодорожного вокзала, более глубокая проработка увязки рейсов авиакомпаний с расписанием движения аэроэкспресса, разработка вариантов продления маршрута до Тольятти, - сообщила представитель минтранса Надежда Кирьянова. - Указанный проект нашел отражение в программе развития пассажирского транспорта Самарской области до 2016 года». Впрочем, это снова больше похоже на отписку: конкретный срок выполнения работ никак не был обозначен. На прошлой неделе на совещании у областного министра транспорта Валерия Матвеева по вопросам развития транспортного комплекса области генеральный директор ОАО «Самарский аэропорт Курумоч» Леонид Шварц и генеральный директор ОАО «Самарская ППК» Евгений Силантьев подтвердили «обоюдную заинтересованность в дальнейшей реализации проекта и договорились в ближайшее время обменяться дополнительными предложениями с целью актуализации проекта». Результаты совещания звучат, мягко говоря, туманно. «На данный момент принято решение о том, что электричку будут возобновлять, - заявил Леонид Шварц. - Хотя конкретных сроков пока действительно нет». По его мнению, для того чтобы запустить электричку, придется сперва разобраться в причинах ее низкой рентабельности. Впрочем, сам Леонид Шварц уверен, что КбшЖД руководствовалась неправильной тарифной политикой, и ее нужно будет менять. В общем, самарским областным властям по-прежнему есть чем заняться в этом направлении.