В неоднозначной ситуации оказалось МП «Спецкомбинат ритуальных услуг». Оно обязано освободить самовольно захваченный участок близ самарского кладбища «Сорокины хутора» - их апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции отклонена. Но на этой земле уже расположены могилы, а эксгумация останков может привести к скандалу, который «прославит» Самару на всю страну. При этом оформить документы на эту землю, по мнению юристов, тоже вряд ли возможно: у кладбища отсутствует санитарная зона.
Вступило в силу решение мирового судьи судебного участка №17, вынесенное около месяца назад. Истцом в этом деле выступало управление Росреестра по Самарской области. По мнению сотрудников этого ведомства, МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» незаконно заняло прилегающую к кладбищу «Сорокины хутора» территорию, разместив на ней захоронения.
Всего было «захвачено» около 100 кв. м.
Инспекторы управления Росреестра по Самарской области неоднократно составляли протоколы и предписания, требуя освободить землю. Ничего не добившись, ведомство обратилось в мировой суд. МП по решению суда оштрафовали на 10 тысяч рублей, но предписание об освобождении незаконно занятой земли ритуальщикам все же предстоит исполнять. «Мировой суд оштрафовал похоронное ведомство, - объясняет самарский юрист Михаил Лебедев. - То есть само предписание было признано законным. Значит, муниципальному предприятию придется все-таки освобождать земельный участок».
Однако, по словам директора МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» Валерия Гордеева, выполнить предписание ведомства не представляется возможным, поскольку в этом случае придется эксгумировать все останки и перезахоронить на другой территории, что чревато конфликтами с родственниками умерших.
Сотрудники похоронного ведомства подавали апелляционную жалобу в Кировский районный суд Самары, но вышестоящая инстанция оставила решение мирового суда без изменения. Тем не менее, вице-мэр Самары, бывший руководитель МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» Александр Шатохин проблемной сложившуюся ситуацию не считает. «Мы издали распоряжение, уточнив границы земельного участка, - пояснил он. - Теперь 100 кв. м, о которых шел судебный спор, включены в территорию кладбища».
Однако в июле этого года, по данным Росреестра, весь участок кладбища вообще был снят с кадастрового учета — из-за отсутствия правоустанавливающих документов на землю. Получается, что г-н Шатохин уточнил границы объекта, которого юридически не существует. «Я вообще считаю, что кладбище сняли с кадастрового учета незаконно, - объяснил он. - В ближайшее время мы будем оспаривать это решение в областном арбитражном суде».
Пока же, чтобы выполнить решение суда, у руководства муниципального предприятия есть лишь два способа решить проблему: провести эксгумацию и перезахоронение или оформить документы на землю надлежащим образом. Согласно действующему законодательству, эксгумация может производиться либо при расследовании уголовного дела, либо по просьбе родственников умершего. Что делать в случаях, подобных сложившемуся с «Сорокиными хуторами», в законе не написано. Прецедентов, когда из-за отсутствия документов на землю проводилась массовая эксгумация останков умерших, в нашей стране не было. «С чисто человеческой точки зрения я считаю, что это ненормально. Ради чего сейчас проводить эксгумацию? Чтобы защитить чьи-то собственнические интересы?» - недоумевает уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова.
Второй вариант решения проблемы, по мнению юристов, тоже вряд ли возможен: у кладбища «Сорокины хутора» отсутствует санитарная зона. Согласно федеральному закону «О погребении и похоронном деле» она должна составлять 300 метров. На деле же могилы начинаются в десяти метрах от жилых домов близлежащего поселка Малый Сорокин Хутор. Напомним, что в этом году сотрудники МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» попытались «решить» этот вопрос, «подвинув» поселок: подали 11 исков в отношении самарцев с просьбой признать их дома самовольными строениями, возведенными в санитарной зоне кладбища. Каждый из них после отклонения в суде Кировского района Самары направлялось в вышестоящую инстанцию — областной суд, который также признал все требования ритуальщиков незаконными. Последнее дело по этому поводу суд рассмотрел две недели назад, признав, что жилые дома появились на этой территории гораздо раньше, чем кладбище. «Конфликт со спецкомбинатом у нас давно, - объясняет жительница поселка Екатерина Северина. - Они все время таскают нас по судам, пытаясь доказать, что мы захватили их землю. А нам эксгумация могил не нужна. Не хватало еще конфликтов с родственникам умерших. Огородили бы просто кладбище высоким забором и оставили нас в покое! Нам больше ничего и не нужно». Александр Шатохин же настаивает, что решить вопросы с кладбищем как раз мешают жители поселка и управление Росреестра по Самарской области.
Впрочем, каких бы позиций стороны не придерживались, сейчас ситуация представляет собой замкнутый круг: землю освободить нужно, но эксгумировать могилы нельзя...